Вот почему о таких фильмах, как «Мегалополис», наш брат кинокритик (тот, что поумнее) привык ворчать, что тут нужна не рецензия, а диссертация, и вот почему для «Мегалополиса» и целого вороха диссертаций недостаточно. Тотальность его амбиции есть тотальность утопии, которой одновременно является и жанр фильма, и фильм таковой. В том-то и главная трудность: сверхмасштаб замысла неизбежно ведет за собой, наукообразно выражаясь, эффект «метарефлексии», при котором любое утверждение, касающееся содержания фильма, автоматически оказывается справедливо по отношению к самому фильму. И в истории главного героя, инженера и визионера Цезаря Катилины, и в экранном мире, где «итало-американец» Коппола поверяет закат Американской империи закатом Римской (вплоть до заката имитации Римской империи — с повешением дуче), каждый элемент оказывается нужен ровно постольку, поскольку он необходим самому автору, инженеру и визионеру, для конструирования его сверхфильма. Как и положено автору, наколдовывающему свой opus magnum (попросту — пишущему свое творческое завещание), Коппола фокусирует в «Мегалополисе» все свое, десятилетиями нажитое, понимание того, что есть мир, что есть власть, что есть творческая воля, паче же того — что есть кино. Цитаты, от текстуальных до стилистических, здесь не пучками лежат — гроздьями висят, и, кажется, нет ни одной эпохи во всей истории кино, которая не приняла бы осязаемое участие в опусе этого завзятого, подлиннее некуда, синефила. За эту самую «всю историю кино», пожалуй, не наберется и десятка фильмов, которые можно было бы поставить рядом с «Мегалополисом» по всеохватности художественных средств. Вольнó было зрителям, да и критикам, издеваться над высокопарностью текста, звучащего в фильме: иной мерой общности всю эту разноголосицу стилей и не объединишь, текст тут просто вынужден существовать на той высоте, с которой разграничения между культурными кодами и полями — вроде бы совсем несовместимыми и чуждыми друг другу донельзя — оказываются лишь искусственными межами. Ланг и Ганс 20-х, Хоукс и Де Милль 30-х, Де Сика и нуар 40-х (каждая из этих «пар», замечу, тоже конфликтна) — и так далее до 2000-х: Коппола не упускает ничего, ибо если его герой собирается перезапустить заново саму Историю, то, значит, к свершению должна прийти (точнее, на свершение должна быть обречена) вся предыдущая, без изъятий, сведясь в единое повествование. И вне этого утопизма замысла, в котором главный герой представляет собой сплав — приблизительно — из Фауста, Говарда Рорка и хакера Нео, только еще и в шекспировский рост, любой разговор о «Мегалополисе» обречен на беспредметность; ибо подлинным предметом здесь являются идеи, обнаруживаемые автором как прообразы явлений, сформировавших кино и его историю в целом, которые, в свою очередь, Коппола (как и положено любому мало-мальски сведущему в своем ремесле кинематографисту) видит как аналитическую хронику цивилизации. Все это, собственно, и означает, коротко говоря, что «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы — великий фильм: не в порядке оценочного суждения, а по предпринятой автором логике устройства.