От Вермеера до Абрамович: 10 главных выставок-2023 — гид Masters Journal
26 января 2023
«Вермеер»
Рейксмузеум, Амстердам
10 февраля — 4 июня

Cенсационная ретроспектива Яна Вермеера уже заочно стала главной выставкой этого года — билеты на нее расходятся, как горячие пирожки. Всего художнику приписывается 35 сохранившихся полотен, практически все они находятся в музейных собраниях, что делает великого мастера золотого века одним из самых дорогостоящих художников в мире. В Рейксмузеуме будут одновременно представлены 24 работы, которые привезут в Амстердам со всех концов мира — в экспозицию войдут и «Девушка с жемчужной сережкой» (Маурицхейс, Гаага), и «Географ» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт), и «Женщина, держащая весы» (Национальная художественная галерея, Вашингтон). До сих пор крупнейшей выставкой Вермеера оставалась ретроспектива 1996 года, организованная гаагским Маурицхейсом — специально для нее проводилась тщательная научная реставрация, благодаря которой картины вновь засветились оригинальными красками, скрывавшимися все это время под потускневшим лаком. При подготовке выставки 2023 года команда кураторов и исследователей Рейксмузеума обратилась к новейшим естественнонаучным методам, с помощью которых они обещают раскрыть новые секреты магии Вермеера.
«Брейгель и его время»
Альбертина, Вена
15 февраля — 24 мая

Кураторы Альбертины готовят выставку графики из фондов венского музея — всего покажут 90 работ Питера Брейгеля Старшего и других голландских и фламандских мастеров: Хендрика Гольциуса, Мартина ван Хемскерка и Яна де Бира, работы которых свидетельствуют о поразительном расцвете искусства рисования в Нидерландах XVI века. С высочайшей технической виртуозностью и необычайной изобретательностью художники создавали образы радикально меняющегося мира, в котором Реформация, расширение колониальной торговли и усиление урбанизации привели к коренному пересмотру социальных норм. «Брейгель и его время» напоминает о том, что в те же годы происходило утверждение живописи как средства индивидуального художественного выражения: экспозиция позволит проследить на широком историческом фоне поиск авторами собственных тем — крестьянских, пейзажных и портретных.
«Витторе Карпаччо: художник-рассказчик Венеции эпохи Возрождения»
Дворец дожей, Венеция
18 марта — 18 июня

На площади Сан-Марко открывается выставка одного из главных художников Ренессанса Витторе Карпаччо, известного своими эффектными нарративными циклами картин, оживляющими священную историю. Вместе с 45 масштабными полотнами, написанными для важнейших архитектурных памятников Венеции, на выставке соседствуют 30 рисунков Карпаччо, украшавших дома зажиточных венецианцев. В экспозиции вновь можно будет полностью увидеть цикл из шести картин, рассредоточенных по трем европейским музеям, повествующих о жизни Девы Марии. Увидеть и рассмотреть — с уникальным кинематографическим видением Карпаччо изображенные детали оказываются не менее интересными, чем ключевые события. Впервые после реставрации будут представлены два знаменитых полотна из Скуолы дельи Скьявони и «Читающая Богородица» из Национальной галереи Вашингтона: венецианская выставка — плод совместной работы с этим американским музеем.
Витторе Карпаччо. «Святой Георгий и дракон» и «Четыре сцены мученичества святого Георгия». 1516 г. © Courtesy of Abbazia di San Giorgio Maggiore
«Баския x Уорхол: рисуя в четыре руки»
Fondation Louis Vuitton, Париж
5 апреля — 28 августа

Парная выставка, которую в 2018 году открыла Fondation Louis Vuitton, произвела эффект разорвавшейся бомбы: в Булонском лесу бок о бок были выставлены работы Эгона Шиле и Жан-Мишеля Баскии — и их, на первый взгляд, бесконечно далекое друг от друга искусство отлично чувствовало себя в тандеме. Пять лет спустя подопечные Бернара Арно возвращаются к наследию Баскии, представляя блокбастер, сочиненный куда более предсказуемо: новый проект расскажет о творческом союзе 56-летнего короля поп-арта и 24-летнего культового неоэкспрессиониста. Между 1984 и 1985 годами художники совместно создали около 160 работ, 80 из которых можно будет увидеть на временной экспозиции в FLV: Баския и Уорхол рисовали портреты друг друга, работали в четыре руки, когда поп-артистское изображение покрывалось граффити. Всего покажут более трехсот полотен и документов, в том числе значимых художников нью-йоркской арт-сцены 1980-х годов и друзей Баскии — Кита Харинга, Дженни Хольцер и Кенни Шарфа.
«Ван Гог в Овере»
Музей Ван Гога, Амстердам
12 мая — 3 сентября

Амстердам готовится отметить 170-летие со дня рождения Ван Гога совместным проектом с парижским Музеем Орсе — масштабной юбилейной выставкой о последних месяцах жизни художника во французской деревне Овер-сюр-Уаз. Это время стало для художника чрезвычайно плодовитыми — несмотря на возрастающее чувство одиночества и меланхолии, он создает несколько своих самых известных шедевров, в том числе «Пшеничное поле с воронами» и «Корни деревьев». Выставка включает в себя более 50 картин и 20 рисунков и набросков Ван Гога, которые никогда прежде не выставлялись вместе. Экспозиция задумывалась не только как рассуждение о значении нидерландского живописца для своего времени, но и рассказа о том, как формировался трагический миф о художнике в первые годы после его смерти.
«Дюрер для Берлина. По следам мастера в Гравюрном кабинете»
Культурфорум, Берлин
12 мая — 27 августа

Располагая одной из самых значительных коллекций рисунков и гравюр мастера Северного Возрождения, берлинский Гравюрный кабинет впервые представит 120 экспонатов из своего собрания, в том числе гордость коллекции — «Портрет матери», серии гравюр «Апокалипсис» и знаменитый «Дневник путешествия в Нидерланды». По замыслу кураторов, выставка «Дюрер для Берлина» исследует не только искусствоведческие аспекты, но и вопросы, касающиеся истории коллекционирования и более широкие культурно-исторические темы — как, к примеру, влияние искусства на формирование национальной идентичности Германии. Поразмышляют в Берлине и о циркуляции произведений искусства в наполеоновскую эпоху и ее влиянии на европейский арт-рынок — ну и, конечно, не избежать знаточеских споров об атрибуции отдельных работ Дюрера.
Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския. © Lizzie Himmel
Архитектурная биеннале-2023
Венеция
20 мая — 26 ноября

«Лаборатория будущего»: так звучит тема 18-й Архитектурной биеннале, предложенная куратором Лесли Локко — ганско-шотландским архитектором, основательницей Высшей школы архитектуры в Йоханнесбурге и Африканского института будущего. Участникам предлагается поразмышлять о будущем Африки — самого молодого и стремительно урбанизирующегося континента, места, где, по мысли Локко, «вопросы справедливости, расы, надежды и страха сходятся и образуют единое целое». На антропологическом уровне, продолжает Локко, все мы африканцы — «и то, что происходит сегодня в Африке, происходит со всеми нами». Биеннале-2023 задумывается как своеобразная лаборатория, платформа для профессиональной рефлексии архитекторов и широкого круга специалистов о возможностях и ответственности архитектуры за формирование будущего.
«Марина Абрамович»
Королевская академия художеств, Лондон
23 сентября — 10 декабря

Масштабная ретроспектива легендарной сербской художницы в Лондоне дважды откладывалась из-за пандемических ограничений и должна стать первой крупной монографической выставкой Абрамович в Великобритании. В Королевской академии художеств будут представлены более 50 работ — фотографии, объекты, инсталляции, видео, документации ключевых работ, охватывающие полувековую карьеру Абрамович. Специально для ретроспективы под ее руководством будут воссозданы знаменитые перформансы, исследующие отношения между людьми, а также пределы телесных и ментальных возможностей человека.
«Эль Греко»
Палаццо Реале, Милан
13 октября 2023 — 4 февраля 2024

Невероятно, но факт: миланская выставка Эль Греко станет первой значительной экспозицией живописца в Италии за последние тридцать лет. В Палаццо Реале покажут самые известные картины Эль Греко, в том числе «Христос Спаситель» (около 1610 г.), «Святой Мартин и нищий» (около 1597–1599 гг.) и «Лаокоон» (около 1610–1614 гг.), которые приедут в Милан из музея Эль Греко в Толедо. Кураторы выставки обещают представить неожиданный взгляд на творчество знаменитого испанского мастера, размышляя о том, как формировался его драматический стиль сквозь призму итальянского влияния, усвоенного художником от римских впечатлений и уроков светописи Тициана и Тинторетто в Венеции.

Марина Абрамович. «Портрет художника со свечой (А)», из серии «С закрытыми глазами я вижу счастье». 2012. © Marina Abramović
«Каспар Давид Фридрих. Искусство для новой эпохи»
Кунстхалле, Гамбург
15 декабря 2023 — 1 апреля 2024

Серия выставок, приуроченных к 250-летию со дня рождения Каспара Давида Фридриха, откроется масштабным проектом гамбургской Кунстхалле. Выставка, посвященная сумрачному гению немецкого романтизма, обещает стать самой обширной за многие годы — более 50 картин и около 90 рисунков, а также избранные работы друзей-художников из круга Фридриха. Основной темой экспозиции станет отражение новых отношений между человеком и природой в пейзажах Фридриха, который в первой трети XIX века открыл новые горизонты, превратив жанр пейзажа в «искусство новой эпохи». Отдельный раздел экспозиции будет посвящен влиянию художника на современное искусство — не исключено, что этот мотив будет развит в юбилейных выставках, которые откроются уже в 2024 году в Старой национальной галерее в Берлине и Государственном музее искусств в Дрездене.
Текст: Александра Александрова

Заглавная иллюстрация: Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. © Rijksmuseum, Amsterdam
Читайте также: