Оба императора, по конструкции спектакля, в отличие от советников разных флангов — фигуры пассивные, страдательные, лишь исполняющие волю своих идеологов. В театральном смысле это объемные психологические характеры, сыгранные в жизненных пропорциях, не маски, а именно сложные характеры. Они изображены почти по-чеховски: прежде всего — обычные люди, с обычными человеческими привязанностями, любовью, усталостью, страхом смерти. Александра II Иван Волков играет человеком умным, стоическим, жестким, без иллюзий, готовым к несчастьям, которым может быть в любой момент подвержена его государственная роль, и важнее всего для него история его искренней счастливой любви к жене «морганатической» (то есть, нарушающей монарший кодекс, как сейчас у нового английского короля, но «Что могут короли?»). Еще более отдален от борьбы идей Александр III. Замечательное исполнение артиста Ивана Труса раскрывает психологическую неприемлемость позиции абсолютного самодержца для нормального человека. Этот император мечтает уйти от дел и посвятить себя обыденной повседневности. Лорис-Меликов говорит о нем не без оттенка презрения: «Ум у него глубокий, но не быстрый» — и это в образе есть, но оправдано как раз как достоинство, а не ущербность человека. Есть моменты, когда Александр III молча сидит в стороне от государственного балагана, смотрит на него печально, устало… Принимая решение в своем правлении отказаться от либеральных реформ, он является лишь исполнителем чужой воли — он, так сказать, не виноват. Вообще, повод для размышлений: в спектакле, по традиции постсоветского искусства, оба верховных правителя выведены из-под критики, освобождены от вины.