Понятно, что в 2020 году изменилось примерно все. У меня, например, накрылось 100% проектов по всему миру, поэтому я заперся у себя в мастерской — и думаю, что огромное количество художников поступило так же, что должно было способствовать, на мой взгляд, внутреннему углублению, содержательности, сосредоточенности. Возможно, в отсутствии суеты, открытий, биеннале, фуршетов и всего прочего людям в голову придут какие-то новые идеи. Если говорить о российской ситуации, то во время пандемии началась бешеная активность в онлайне и не только: например, оказались очень успешными аукционы, которые проводит Володя Овчаренко. Вдруг на поверхность вылезло некоторое количество коллекционеров, о которых никто не подозревал, стала активно продаваться графика. Мне кажется, художники нашли какой-то способ выживания в этом экстриме. С точки зрения содержательного влияния, от искусства не приходится ждать, что оно утром в газете — вечером в куплете. Искусство не реагирует на ситуации, оно скорее реагирует на будущее. Уже из работ 2019 года можно было почувствовать какую-то приближающуюся угрозу. Как мы помним, Венецианская биеннале прошлого года называлась «Чтоб ты жил в интересные времена» — сегодня этот слоган звучит как проклятье. С другой стороны, искусство любит апокалиптические прогнозы — и когда-нибудь они сбываются, так что ничего удивительного в этом тоже нет.