2021-й для музеев и культурно-просветительских учреждений — год хлебный. Один юбилей праздничнее другого: 700 лет как умер Данте, 200 как родился Достоевский. У Дюрера, конечно, не такая круглая дата, но и 550-ти вполне достаточно для того, чтобы чествовать его по первому разряду как юбиляра-тяжеловеса наравне с певцами Беатриче, униженных и оскорбленных. Венская Альбертина, располагающая лучшей коллекцией его рисунков и гравюр, еще в 2019-м, предчувствуя, что в юбилейный год очередь на Дюрера выстроится от Метрополитен до Лувра, сделала огромную выставку. Теперь, пока действуют введенные на время пандемии ограничения, все вспоминают, как легко и приятно было слетать в Вену на пару деньков отметиться в Альбертине. Недавно в лондонской Национальной галерее открыли экспозицию, посвященную путешествиям художника. В юности он объехал Германию, а также совершил паломничество в Италию. У некоторых искусствоведов есть сомнения в том, что итальянское путешествие состоялось в действительности за недостаточностью подтверждающих его свидетельств, но вроде бы в юбилейный год никто не настроен пускаться в споры. В Нидерланды Дюрер отправился уже в возрасте, в поисках пенсии, которую после смерти императора Максимилиана I на родине получить у него не было шансов. Тут двух мнений быть не может: деньги быстро нашлись, заодно произошло много разной всячины, обильно задокументированной. Обе поездки описаны в письмах и дневниках, из которых мы узнаем, чем жила Европа времен Реформации. В общем, в Лондон очень хочется, выставка, судя по всему, исключительно хороша. Но, как это ни удивительно, и в Петербурге в данный момент можно увидеть то, ради чего сюда стоит приезжать и из Лондона, и из Вены.