От Йоко Оно до Шагала: 7 главных выставок-2024 — гид Masters Journal
2 февраля 2024
«Йоко Оно: музыка разума»
Tate Modern, Лондон
15 февраля — 1 сентября

«Йоко Оно — самый знаменитый неизвестный художник в мире. Все знают, кто она такая, но никто не знает, чем она занимается»: так аттестовывал художницу Джон Леннон. В Лондоне Йоко Оно провела пять лет своей жизни — и именно в столице Англии она встретила основателя Beatles.Монографическая выставка в Tate Modern охватывает более семидесяти лет практики Оно и дает исчерпывающее представление о визионерском духе художницы и ее влиянии на современную культуру. Наследие Йоко Оно — ироничное и революционное, активистски заряженное и в то же время поэтичное — не ограничено пределами одного медиума: экспозиция представляет ее как первопроходца концептуального искусства, участницу Fluxus, пионера перформанса, активистку и борца за мир. Сочиненная в тесном сотрудничестве со студией художницы «Музыка разума» объединит инсталляции, партитуры, видео-арт — и, конечно, не обойдется без «Инструкций», начатой полвека назад серии картин-текстов, обращенных к зрителю и вовлекающих его в игру: «Прислушивайтесь к пульсу друг друга, приложив ухо к животу», «Смотрите на закат, почувствуйте, как движется Земля», «Прикасайтесь друг к другу». Кульминацией экспозиции станут более поздние интерактивные работы художницы: обновленная версия инсталляции 2004 года «Моя мама прекрасна», где посетителям предлагается поделиться фотографиями своих матерей, и «Дерево желаний», где каждый может оставить созвучные творчеству Оно пожелания о мире во всем мире.

Йоко Оно. «Игра на доверие, или Белые шахматы». 1966
«Франс Халс»
Rijksmuseum, Амстердам
16 февраля — 9 июня

Амстердам продолжает серию масштабных ретроспектив Золотого века голландской живописи. После выставок-блокбастеров, посвященных Рембрандту и Вермееру, настал черед Франса Хальса. Кураторы Рейксмузеума видят в Халсе предтечу импрессионизма — экспрессивная, «быстрая» манера письма художника заставляет сквозь века ощущать витальную силу его моделей. Уникальный по степени динамизма и совершенно не вписывающийся в контекст голландской живописи XVII века подход Халса оказал влияние на его более поздних коллег — от Гюстава Курбе и Эдуарда Мане, Джеймса Макнила Уистлера и Макса Либермана до Винсента Ван Гога, Клода Моне и Джона Сингера Сарджента. Востребованный и успешный при жизни, Халс был надолго предан забвению вплоть до второй половины XIX века, когда французский журналист и искусствовед Теофиль Торе (заново открывший для мира, кстати, и Вермеера) не воскресил интерес к художнику. Экспозиция в Рейксмузеуме — вторая из трех ретроспектив Халса, которые проходят в этом сезоне: в отличие от завершившейся в январе выставки в Лондоне и готовящегося к открытию в июле проекта берлинской Gemäldegalerie, амстердамские кураторы предлагают не хронологический подход к наследию Халса, а организуют экспозицию тематически. Каждый из десяти разделов будет посвящен различным аспектам творчества художника, таким как групповые портреты, семьи, парные портреты и одиночные мужские модели.
«Представьте! 100 лет международному сюрреализму»
Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
21 февраля — 21 июля

В октябре 1924 года Андре Бретон и Иван Голль опубликовали два «Манифеста сюрреализма», заложив идеологический фундамент для одного из важнейших направлений в искусстве ХХ века. В нынешнем году столетие сюрреализма отпразднуют совместным проектом Королевский музей изящных искусств Бельгии и Центра Помпиду: в Брюсселе выставка откроется в конце февраля, в Париже — в начале осени. Союз именно этих двух институций отнюдь не случаен: в сознании массового зрителя бельгийский сюрреализм всегда оставался в тени французского течения и был известен прежде всего работами Рене Магритта — но на деле им одним, конечно, не ограничивался. В фокусе брюссельской выставки — изучение разрыва и преемственности сюрреализма с предшествовавшим художественным течением, символизмом. Основываясь на идеях Андре Бретона, кураторы «Представьте!» предлагают исследовать мир сюрреализма поэтически, через темы сна, неизвестного и подсознательного. В экспозиции будет представлена едва ли не самая полная панорама творчества художников-сюрреалистов — всего более 130 работ, от Макса Эрнста до Джорджио де Кирико, от Сальвадора Дали и Хуана Миро до Доротеи Таннинг и Ман Рэя. Задуманная как передвижная, после Брюсселя и Парижа в 2025 году «Представьте!» отправится в Гамбургский Кунстхалле и Фонд MAPFRE в Мадриде, а завершится юбилейный тур сюрреалистов в Художественном музее Филадельфии.

Каспар Давид Фридрих. «Мужчина и женщина, созерцающие луну». 1824 г. © Старая национальная галерея Берлина
«Каспар Давид Фридрих: бескрайние пейзажи»
Старая Национальная галерея, Берлин
19 апреля — 4 августа

Пышно отмечая 250-летие Каспара Давида Фридриха, немецкие музеи соревнуются в оригинальности кураторских концепций, осмысляющих наследие главного национального романтика. До начала весны в гамбургском Кунстхалле работает выставка «Искусство для новой эры», показывающая влияние Фридриха на Олафура Элиассона и других звезд современного искусства. В апреле юбилейную эстафету подхватит Берлин, готовясь рассказать непростую историю о воскрешении интереса к очередному несправедливо забытому художнику и о том, к чему это привело, а в конце лета в дрезденском Альбертинуме пройдет уже самая помпезная ретроспектива, на которую съедутся главные хиты живописца. Столичная выставка заслуживает особого внимания уже хотя бы потому, что в Национальной галерее Берлина хранится крупнейшая в мире коллекция работ Фридриха. В фокусе кураторского интереса — превращение Фридриха из практически забытого художника в суперзвезду художественного рынка ХХ века: «Выставка к столетию немецкого искусства», которая возвела сумрачного немецкого гения на живописный Олимп, прошла в 1906 году именно в Старой Национальной галерее.
60-я Венецианская художественная биеннале
Венеция
20 апреля — 24 ноября

Слоган для юбилейной биеннале — «Чужестранцы повсюду» — 59-летний бразильский куратор Адриано Педроса позаимствовал из серии работ феминистского англо-итальянского концептуального дуэта Claire Fontaine, название которого в свою очередь напоминает о туринском коллективе Stranieri Ovunque, боровшемся с расизмом и ксенофобией в Италии в начале 2000-х. На этом анонс 60-й Венецианской биеннале можно было бы по большому счету закончить: первый латиноамериканец, выбранный на пост куратора Венецианской биеннале, Педроса умеет и любит сочинять проекты, скроенные по стандартным лекалам сегодняшней глобальной арт-повестки — мировую славу он снискал благодаря новаторскому проекту Histórias,который фокусировался на темах инаковости, идентичных и национальных языков. В Венеции Педроса предложит художникам осмыслить идею ощущения себя и другого чужестранцем, а также художника-аутсайдера, находящегося на задворках современного процесса искусства и «художника-аборигена», которого весь мир воспринимает как Чужого даже на собственной земле. Параллельно с основной программой биеннале в Галереи Академии откроется выставка Виллема де Кунинга — по замыслу кураторов, экспозиция прослеживает влияние на художника его итальянских путешествий, во время которых мастер абстрактного экспрессионизма встречался с Альберто Бурри и Саем Твомбли.
Барселона (c) Laura Guerrero
Manifesta 15
Барселона
8 сентября — 24 ноября

В этом году европейская кочующая биеннале современного искусства пройдет в Барселоне — Manifesta сделает остановку в Испании уже в третий раз. Ровесница Евросоюза, Manifesta актуализирует художественные процессы в соответствии с происходящими изменениями на социальной и геополитической сценах: в случае с Барселоной биеннале планирует сфокусироваться на создании связей между локальными художественными сообществами и местной инфраструктурой. Еще один сюжет Manifesta 15 — исследование того, каким образом может продолжиться джентрификация и децентрализация испанской столицы и как создать разветвленную сеть художественных связей между Барселоной, ее пригородами и муниципалитетами региона. Manifesta по-прежнему позиционирует себя в первую очередь как платформа, предлагающая осмысление ключевых проблем современности от экологии до социального неравенства инструментами искусства — и заказывает авторам работы, преломляющие заявленную повестку через локальный контекст. Круг основных тем обозначен так: «Уравновешивание конфликтов», «Лечение и уход» и «Воображая будущее». Публичная программа биеннале посвящена движениям за обновление образования, широко распространенным в Каталонии как до эпохи Франко, так и после падения диктатуры, а также общественным движениям в педагогических коллективах Batec и Escoles in Lluita, ставящих механизмы социальной справедливости во главу угла образовательной модели.
«Шагал»
Альбертина, Вена
28 сентября — 9 февраля 2025

Легендарный директор Клаус Альбрехт Шредер прощается с венской музейной сценой двумя блокбастерами: первая половина года пройдет в Альбертине под знаком выставки к столетию Роя Лихтенштейна, осенью эстафету примет грандиозная ретроспектива Марка Шагала. Почти двадцать лет назад Шредер уже проводил в Альбертине большую выставку белорусского художника — в 2005-м на экспозиции, посвященной библейским сюжетам в наследии Шагала, в Вене были впервые показаны циклы иллюстраций к Библии, созданные в 1950–1960-е. Теперь акцент будет сделан на позднем периоде творчества Шагала и работах, посвященных Второй мировой войне и Холокосту. «Шагал» был задуман Шредером пять лет назад, и время внесло в первоначальный замысел свои коррективы — отсутствие двух с лишним десятков работ из собрания российских музеев будет компенсировано сенсационной премьерой: широкой публике впервые после покупки частным лицом будет представлена авторская копия полотна «Над городом» — картина, выставлявшаяся ранее в токийской галерее Fuji, была продана этой осенью на Sotheby’s за 15,6 миллионов долларов.
Текст: Ксения Волкова

Заглавная иллюстрация: Франс Халс. «Портрет молодой пары». Около 1622. © Rijksmuseum, Amsterdam
Читайте также: