Смотря на вынесенный на постер образ пионера-трубача, на молодых крепко улыбающихся физкультурников, на всех этих советских людей, шагавших в ногу со страной, строившей социализм, или оказавшихся попутчиками для тех, кто самозабвенно шел к светлому будущему, невольно думаешь: «Какая же все-таки это дикость!» Разумеется, двадцатые и тридцатые, на которые приходятся самые известные и, пожалуй, лучшие снимки Родченко, романтизируются и воспеваются как энтузиастическое время и редкие годы, когда авангардистам посчастливилось обрести себя, хотя бы на непродолжительное время, в труде со всеми сообща и заодно с правопорядком. По большому счету это так. Но как же все-таки быть с некоторыми деталями? Вот знаменитый портрет Осипа Брика, публикующийся уже сто лет во всем мире. Разве историки не пишут о связях Брика с ЧК? Вот Николай Асеев — большой поэт, ставший советским чиновником от литературы, которому приходилось подписывать по долгу службы письма осуждения и следовать партийным циркулярам. Вот Алексей Крученых — буян-будетлянин, «рыцарь бессмыслицы», оставшийся не у дел в расцвете лет, поскольку футуризм был оперативно снят с повестки дня еще в тридцатые. Сложно видеть в этих фотографиях, как предлагают нам устроители выставки, именно яркие образы бурной повседневности. Жизнь в те годы несомненно бурлила. Однако ведь эти снимки травматичны. Родченко, конечно, тоже натерпелся от идеологических проработчиков, которые несколько раз пытались выявить в нем чуждого молодой советской республике элемента. Это не возымело успеха, да и насколько он был чужд советской жизни, воспевая лагерную стройку Беломорско-Балтийского канала? Он участвовал как фотограф и художник в работе над знаменитой монументальной книгой-альбомом «Беломорско-Балтийский канал». Читая его парижские дневники, публиковавшиеся с пылу с жара в «ЛЕФе», поражаешься тому, сколь естественно для него было демонстративное неприятие Европы и кичливая гордость гражданина СССР.