Расплодившиеся в последние годы фильмы о Первой мировой войне (чему много причин; юбилейная, боюсь, тут не последняя — и, что еще тревожнее, не главная) неизбежно повлекли за собой взлет интереса к эстетике экспрессионизма, Первой мировой порожденного (впрочем, у этого явления причин тоже немало). Автору этих строк уже довелось недавно писать здесь же о
«Хинтерленде», в котором попытка воспроизвести экспрессионистскую эстетику была столь же яркой и откровенной, сколь неумелой и поверхностной. Бергенди в своем фильме работает куда тоньше; он улавливает и воспроизводит не эффектное внешнее обличье стародавней классики, но логику ее устройства. Сама суть киноизображения как технологического приведения в движение обезжизненного оптического слепка, утвержденная некогда немецкими гениями, становится основой для его фильма — что в общей фабульной канве, что в ударных сценах, что в мелких, вроде бы незначимых нюансах. Так, экспозиция фильма (в общем-то, излишняя для фабулы), с доктором, зазывающим ярмарочный люд для рассказа о таинствах жизни и смерти, — чистый оммаж «Кабинету доктора Калигари», и то, что доктор от первого лица рассказывает об опыте Томаса, перенимая его себе в интересах зрелища, — лишь изысканный перевертыш сквозного для экспрессионизма мотива доппельгангера. Все обстоятельства прибытия Томаса в проклятую деревню, — не на уровне броских, удобно опознаваемых цитат, но по интонации образного ряда, — воспроизводят другой нетленный, неусопший шедевр экспрессионизма, — «Носферату»; и некогда восхитивший Садуля легендарный интертитр «И как только он пересек мост, навстречу ему двнулись призраки» мог бы быть без помех встроен в фильм Бергенди. Умение запечатленных призраков кричать, взывать и укрупняться внутри рамки фотокадра — тоже, уже без конкретных отсылок, есть точная разработка основных экспрессионистских принципов. И даже невинная вроде бы оговорка про то, как Томасу доводилось ездить на «поезде, который ходит под землей», оборачивается на поверку анонсом размашистой кульминации с массовым погребением мертвых тел и душ.