На исходе нынешней зимы в галерее «Люда» расцвел зимний сад. «
Арборетум» — это те же северные цветы, знакомые нам по предыдущим проектам Петра Белого и художников, которые ищут себя в петербургском своеобычии. Они изящны, нежны и непримиримы. На этот раз тон в выставке задает Владислав Кульков — художник и скульптор, разрабатывающий свой неоабстракционистский язык. Так совпало, что он стал едва ли не главным героем ретроспективы искусства тридцатилетних, только что открывшейся в Русском музее, в Мраморном дворце — его работы вынесены на постер выставки и на обложку каталога. Некоторое время назад Кульков увлекся книгой под названием «
Arboretum». Это странная вещь. Ее автор — Дэвид Бирн — рок-звезда, некогда фронтмен легендарных «
Talking Heads», в университетском прошлом культурный антрополог, ездивший в несусветную глушь, чтобы приобщиться к жизни аборигенов, а также по совместительству классический нью-йоркский эксцентрик. «
Arboretum» — каталог умозрительного дендрария, который Бирн растил в надежде выйти за пределы концептуализма. Как начинавший карьеру во второй половине семидесятых, он многое перенял у концептуалистов, но со временем охладел к ним. «
Arboretum» — размышления-фантазии в форме схем, чертежей, рисунков с пояснениями, графиков, таблиц, идеограмм… Дэвид Бирн обыгрывает понятия системного мышления, морфологической трансформации, идеологической борьбы, происхождения видов… Рисунки не оставляют и следа от их смысла, но этим дело не ограничивается. Новые шизонаучные формулы даны саду в Эдеме, поговорке
In vino veritas и даже поцелую Мебиуса. Диковинная флора, выращенная Бирном, носит имена, которые мы привыкли связывать с устоявшимися смыслами, но отнести ее нужно к неведомым культурам. В конечном счете, не столь уж важно, удалось ли Бирну освободиться от концептуализма, сосредоточившись на языковых понятиях. «
Arboretum» запоминается как каталог неожиданных и остроумных фантазий, которые удивительным образом оказались кстати в Петербурге. Впрочем, не так это и удивительно. «Talking Heads» всегда были любимы здесь, публика была рада даже местному перепеву их хита «
Возьми меня к реке». Дэвид Бирн дважды был в Петербурге —причем я сам был свидетелем тому, как на его концерте в Манеже Кадетского корпуса зал подпевал, словно к экзамену выучив слова песен, почти два часа подряд.