Нет, конечно, как человек вежливый, Снайдер бросит несколько звонких, но мелких монеток на прокорм и тем, кто любит отыскивать в фильмах намеки да подвохи, отсылающие к злобе дня. Одни будто бы преподнесены «на тарелочке» — вроде термометра в форме табельного оружия, который охранник нацеливает прямо в лоб персонажам, чтобы выяснить, что у них с температурой и не зомби ли они, или прелестной реплики «несоблюдение социальных норм — первый признак заражения»; более ироничного отыгрыша пандемической темы на экране, кажется, пока еще не было. Другие спрятаны чуть глубже; так, в качестве «идеальной героини» (той, что обречена выжить на правах надежды мира сего) заявлена юная дочка предводителя командос, которая в пылу откровенного разговора с отцом произносит головокружительную фразу «дело не в том, что ты убил мою мать, а в том, что потом ты мне не звонил», — и Снайдеру, неведомо как, удается даже сохранить серьезную и сочувствующую мину. Третьи же и вовсе не столько артикулируют авторскую иронию по отношению к эпохе, сколько обнаруживают подлинную, реальную иронию, в эпоху заложенную. Так, при входе в запретную зону проводница в качестве «платы за проход» (она же жертвенное подношение) отдает злобным зомби злобного охранника-абьюзера, которого, стало быть, не жалко. А уже после окончания съемок фильма один из актеров, стендапер Крис д’Элия, оказался обвинен в харрасменте, так что в сцены с его участием пришлось вставить (с помощью цифровых технологий) другую исполнительницу, Тиг Нотаро, а его самого — напрочь изъять. В качестве, так сказать, платы за проход фильма в прокат. Как ни мало занимает Зака Снайдера социальная сатира, — логика-то уловлена точно. Это, собственно, касается и первого пункта, насчет пандемии: съемки фильма проходили летом 2019-го, за полгода до того, как понятия «заражение» и «соблюдение социальных норм» оказались связаны так накрепко, что во многих странах намертво. Но в хорошо сделанное зеркало что покажешь, то и отразится.