Втроем сюрреалистской семье не суждено было долгое счастье. В конце двадцатых в Галу влюбился Сальвадор Дали, и вскоре сложился новый, на этот раз фантастически прочный союз. Дали и Гала не расставались более полувека, их разлучила только смерть художницы в 1982-м. Завидное постоянство не ограничивало ее в новых, побочных увлечениях. Хотя ее личная жизнь была по-прежнему нескучной, Гала была для Дали совершенной собеседницей, моделью, вдохновительницей многих замыслов, альтер эго, куратором, промоутером и бессменным вампиром-распорядительницей, готовой предоставить свои услуги в любое время суток при любых обстоятельствах. Дали ее боготворил, что нашло выражение и в его работах, и в его сюрреалистских выходках, и в его прозе. Обе его книги — «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Дневник одного гения», — оммажи той, без которой его творчество едва ли бы состоялось, не говоря о том, что они скомпонованы, отредактированы и спродюсированы его женой-наставницей. Брак их был заключен ни больше ни меньше в Ватикане. Урожденная Елена Ивановна Диаконова — таковы паспортные данные Галы, — была по вероисповеданию православная, хотя в излишней набожности ее сложно было уличить. Не сказать, что воспитанный отцом на идеях атеизма и ницшеанства Дали был истовым католиком, но, по всей видимости, обоим было лестно получить разрешение на брак у Папы Римского Пия XII. Что и говорить, невероятна и удивительна судьба родившейся в Казани девушки! Отец ее рано ушел из жизни, и она воспитывалась в семье известного московского адвоката Дмитрия Ильича Гомберга. Во время учебы в гимназии общалась с сестрами Цветаевыми. Знаменитая поэтесса посвятила ей одно из ранних стихотворений. О ней заходит речь в воспоминаниях Анастасии Цветаевой.