Правда Колма иная. Иной природы. Великий Брендан Глисон играет титана, которого даже острое переживание бессмысленно исчезающего времени не замкнет в границах экзистенциального кризиса, не разрушит и не остановит, его Колму интересно, что там дальше, за островом, за океаном, за кризисом, в вечности. Поиск смысла, разрыв связей, проблематика Бергмана и Антониони, отстраняется у Макдоны наследственной безысходной иронией: «В моей жизни больше нет места для скучного. — Ты живешь на острове у побережья Ирландии, Колм. На что ты надеешься-то?». Доброму, теплому, человеческому Колм отвечает своим — отстраненным, сосредоточенным, сверхчеловеческим («Никогда не считал гордыню грехом»), трудом духа, а не души, идеей, а не чувством. На крики и слезы замученного настрадавшегося и ожесточившегося Падрайка у него найдется свой аргумент — пытаясь остановить бывшего приятеля, Колм грозится отрезать себе пальцы на руках, если тот еще раз к нему пристанет с разговорами. Что и совершает (ведь Падрайк неукротим в любви) — решительно, бестрепетно, не жалуясь и не обвиняя. Уже за одну только сцену, где Колм, лишенный возможности играть на своей скрипке, грозно потрясает ею в такт мелодии местных музыкантов, можно давать «Оскара». Но эта кровавая жертва — не последняя: подавившись найденными на земле обрубками пальцев, помирает бедный ослик, а несчастный деревенский дурачок, разочаровавшийся в друзьях и распрощавшийся с мечтами о любви, тихо тонет, никому не нужный. Дальше может быть только вражда, смерть (гражданская война уже идет), огонь и разрушение. Но Макдона останется верен трагикомической интонации, и из всех ужасов и жертв, оплакиваемых банши Инишерина, пострадает только сожженный дом. Для поддержания хрупкого равновесия в мире окажется достаточно собачки.