Тусоваться вместе Бродскому и Барышникову было так по душе, что открытый ими в Нью-Йорке на паях ресторан стал одним из центров художественной жизни. Эмигрантской, разумеется — но ведь и история обоих художников неразрывно связана со страной, которую им пришлось покинуть. Бродский с его своевольным нравом и бескомпромиссностью поэта был выдворен из СССР. Барышников во время зарубежных гастролей решил остаться в США. И вот тогда-то, за границей, для обоих и началась жизнь. Оба стали знаменитыми художниками, оба покорили Америку, оба стали гражданами мира, не приняв на свой счет американскую мечту, но дорожа независимостью и сохраняя признательность старым друзьям. Это странные звезды, трогательно игравшие друг с другом в кошку и мышку, дружившие всерьез, боготворившие творчество и свободу и ставившие превыше всего человеческое достоинство. В интервью, посвященном спектаклю, который был поставлен Алвисом Херманисом и Михаилом Барышниковым по стихотворениям Бродского, великий танцор советует тем, кто ничего не слышал о Бродском, прочитать для начала его Нобелевскую речь и выступление перед выпускниками Мичиганского университета. И слова в честь главного успеха поэта, и его наставления студентам, которых он знал не понаслышке, поскольку сразу после приезда в США, еще толком не зная английского, начал преподавать в Анн Арбор и прожил там несколько лет, удивительно просты и недвусмысленны. Нобелевская речь открывается знаменитой фразой о том, что перед многоуважаемой аудиторией стоит прежде всего частный человек. Дорожить свойственными нам антропологическими признаками и по возможности стать самим собой, вопреки любым обстоятельствам, с профессиональной преподавательской иронией поэт наставляет юные кадры, выкованные в Мичиганском университете. Эта удивительная уверенность в незыблемости простых истин, это искусство искренне провозгласить то, что так же набило оскомину, как советские лозунги и демократические кличи, обезоруживает нас сегодня, с нашей привычкой согласно кивать на речи о постправде, циническом разуме и пост-всем-остальном. Витальность и человеческое достоинство — вот о чем история Мыши и кота Joseph’a, способных обыграть все и вся, не теряя серьезности отношения к жизни и не пресыщаясь в своем жизнелюбии.