И все же главная часть наследия Бертона осталась жива. Как и десятилетия назад, лучшее, что он когда-либо придумал, спродюсировал или снял — это истории, которые не столько даже сюжетом, сколько самим авторским стилем, борются с самым базовым из человеческих страхов — страхом смерти. Тут всегда канун Хеллоуина, даже если дело происходит под Рождество. Бертон всю свою карьеру сражается не только за права «странных детей», мрачных молчунов и мечтателей (все началось как раз с готической нимфы Лидии), но и за права потусторонних чудовищ, реабилитируя фантомы бессознательного. Во втором «Битлджусе» хватает живописных страшилищ, но точнее всего, пожалуй, получился образ милого дедушки Дитца — от сгинувшего в океане лидиного папы осталось тело в костюме, с головой, откушенной крупной акулой по самые плечи. Это несколько затрудняет для него процесс общения — при разговоре откуда-то изнутри, из перекушенной артерии, то и дело выпускается маленький фонтанчик крови, и дикция выходит до неловкости булькающей. Однако все это не помеха для жизнерадостного американца, и точно не повод отказываться от личного счастья. Покойный мистер Дитц, несколько озадаченный, но не теряющий оптимизма, — превосходный образчик добротнейшего гротеска. Обыденное, ужасное, смешное, психологически табуированное, фантастическое — здесь сконцентрировано все вместе.