Кроме того, с Просвещения начался медленный распад религиозного сознания, за пару веков достигший уже довольно больших масштабов. Понятно, что Ницще, который первым рискнул заговорить про смерть бога, не столько в одиночку совершил акт символического убийства (в чем его тогда многие обвиняли), сколько констатировал факт — точь-в-точь как доктор у постели больного. Бог умирал долго, весь XIX век ему все более отчетливо нездоровилось, и на это свертывание метафизического горизонта требовалось как-то реагировать.
Ганс Зедльмайр в «Утрате середины» предлагает отыскивать в «мире после бога» то, чем его пытались заменить. Сформировавшееся во время и после Бетховена квази-религиозное отношение к «серьезному» искусству музыки, конечно, является одним из таких субститутов.