Свой среди своих
Борис Кустодиев в «KGallery»
5 марта 2020
Борис Кустодиев — художник с удивительно благополучной репутацией. Его карьера с самого начала шла по вертикали, при том, что для выходца из Астрахани стать успешным художником в российской столице было не слишком простой задачей. Талант вкупе с удачей помогли ему после учебы у Ильи Репина получить ряд престижных премий и заказов. К началу 1910-х Кустодиев был уже признанным художником. И даже болезнь, приковавшая его к инвалидной коляске, не помешала ему впоследствии быть одним из наиболее ярких русских живописцев и графиков начала прошлого века. В советское время Кустодиев без сложностей нашел свою совместимость с новой эпохой. После его смерти в Русском музее прошла большая ретроспектива, и позднее, во время «оттепели», в эпоху перестройки и уже совсем недавно наши музеи регулярно отмечали и продолжают отмечать юбилеи художника. О Кустодиеве написана не одна монография, о том, что он желанный гость на любой коллективной выставке русских модернистов, и говорить не приходится. Он всегда с нами: его дородная купчиха, пьющая чай в компании с котом, арбузом и самоваром, и его красавицы, которых сам художник величал «непостными», хорошо известны широкой публике. Настолько широко, что в Астраханском художественном музее не так давно из чаепития с арбузом даже сделали стенд-тантамареску с отверстиями на месте головы купчихи и кота — в желающих запечатлеть свою физиономию на фоне знаменитого волжского пейзажа недостатка не было. Недостает разве что еще инстаграм-маски наподобие той, что придумали для желающих увидеть себя в образе невест Садко со знаменитой репинской картины пиарщики Русского музея. Но за этим уж точно дело не станет.
Борис Кустодиев. Потрет актрисы БДТ Е.И. Александровой (1926). Частное собрание
Что нового можно рассказать о Кустодиеве и что нового показать из его работ — решительно неясно. Все как будто известно вдоль и поперек, обо всем говорено-переговорено — и копья ломать нет ни повода, ни стимула. Однако «KGallery» удалось сделать нетривиальный проект о художнике, знакомом до детских припухших желез. В этом нет ничего удивительного: «KGallery»— единственная в городе галерея, несколько раз в год готовящая выставки музейного уровня. Например, Константина Сомова здесь показали так, что музейщикам оставалось только обзавидоваться. Тут сделали одну за другой выставки всех членов «Ордена Нищенствующих Живописцев» — ни Русский, ни Третьяковка, к великому сожалению, не снизошли до художников, с которых начинается история нонконформистского искусства. Ну а за то, как здесь воспели гений Федора Хитрука — режиссера «Винни-Пуха» и «Бонифация» — нужно было бы сделать день открытия этой выставки Всероссийским днем куратора. Выходным, днем, разумеется, — нам ведь так недостает новых праздников.
Кустодиев в «KGallery» представлен во всех своих ипостасях. Без русских красавиц тут не могло обойтись. Несколько портретов любимой натурщицы художника Марии Шостакович, а также Елены Грековой украсят любую коллекцию. Сценки из жизни волжских городков — в том числе любимого кустодиевского Романова-Борисоглебска, что под Ярославлем — важное дополнение к известным работам. Театральное наследие представлено подборкой афиш и эскизов к постановке «Левши», за которые Кустодиев взялся с особым рвением — Лесков был ему близок как писатель, изобретший новый русский стиль. Впрочем, в отличие от автора «Очарованного странника», Кустодиев не рассказывал последнюю правду о русском горе-злосчастии. Он пел невыносимую легкость русской беспечности — немудреное мещанское счастье и сладость безделья, о котором лучше многих сказано у Гоголя в разговоре о том самом колесе, которое до Казани, пожалуй-таки, доедет. Как книжный иллюстратор, художник любил работать с писателями лесковской традиции. На выставке представлена в том числе оформленная им книга Замятина «О том, как исцелен был отрок Еразм», и, конечно, его «Русские типы».
Борис Кустодиев. Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве (1917). Из собрания Государственного Русского музея
Собственно, в значительной степени именно на основе графики и живописи Кустодиева в позднесоветское время и в наши дни реконструируют ту страну, от которой большевики не оставили камня на камне. Это более чем удивительно, поскольку к реальной России все эти розовощекие тетки в сарафанах и тучные купцы в шубах и каракулевых шапках имели еще то отношение. Такие милые, такие свойские, почти не пошлые, эти образы в свое время забавляли художественную публику и были по душе покупателям. Запечатленная в них русскость веселит, но никого никогда не обидит, за нее немного стыдно, но ровно настолько, чтобы тут же обратить все в шуточку. Безобидностью и безыдейностью своей кустодиевские работы не противоречили ни интернациональной политике СССР довоенного времени, ни братству народов, живших мечтою о мире во времена Хрущева, Брежнева и «гонки на катафалках» первой половины 1980-х. Так что нет ничего удивительного в том, что Кустодиев преуспел даже в фарфоре — его статуэтки «Гармонист» и «Плясунья», что разошлись невероятными тиражами, тоже можно увидеть на выставке.
Как и многие его современники, Кустодиев увлекался любительской фотографией, снимая свою семью и радости отпускной и туристической жизни — снимки, сделанные художником вскоре после женитьбы, привезли из Астрахани. Но едва ли не больший интерес представляет отсъемка его посмертной выставки в Русском: эти впервые показанные снимки позволяют атрибутировать работы, об авторстве которых прежде нельзя было говорить с достаточной основательностью. Жаль, что не выставлены кустодиевские эротические рисунки, находящиеся в собрании «KGallery». Зато его «Голубой домик» — комичная сцена из провинциальной жизни — переложен на язык анимации на радость Биллу Виоле и Ив Сассман, прославившимся видеоремейками знаменитых картин Понтормо и Веласкеса.
Кустодиев не откроется нам после этой выставки с неожиданной стороны. Он станет еще более знакомым, еще более понятным, еще более своим.
Текст: Станислав Савицкий

Заглавная иллюстрация: Борис Кустодиев. Девушка с чашкой (1920). Из собрания KGallery


Читайте также: