Наложить ограничения возможно даже на дыхание художника — казалось бы, самое неконтролируемое средство выразительности. Если в хрестоматийной работе Пьеро Мандзони («Дыхание художника», 1960) надувание шаров служило примером институциональной критики и свидетельствовало о взаимном надувательстве художника и коллекционера, то в инсталляции Лидии Жудро PLÉNISME («страх пустоты», «ужас перед вакуумом», 2024) на первый план выходит страх внутренней пустоты и моральной асфиксии. Несложно догадаться, что внутреннее сопряжено с внешним. Состояние заключенных в вакуумный дирижабль воздушных шаров, наполненных дыханием художницы, на протяжении выставки со всей очевидностью будет меняться. Физики и лирики сойдутся во мнении: чем меньше воздуха снаружи, тем сильнее сила распирает шарик изнутри. Физики и лирики не всегда будут единодушны: гравитационные и инертные массы эквивалентны, то есть должны быть равны, однако в нашем экспериментальном поле последние, как правило, лидируют с завидным постоянством. «Чего ты боишься?» выдвигает реакции на персональные страхи художников, по большей части понятные и зрителям, — бей, беги, цепеней, мимикрируй, молись, люби — и это разнообразие, как и безусловная искренность некоторых работ, пожалуй, все-таки способно внушить бесстрашие.