Заходите, открыто: что смотреть на фестивале Dance Open–2023
19 марта 2023
В крупнейших городах России начинается традиционная серия международных фестивалей. Ее открывает балетный Dance Open — он состоится в Петербурге с 10 по 18 апреля. Все спектакли основной программы пройдут на исторической сцене Александринского театра.
Dance Open–2023 отмечает важный момент в истории нашего театра.
Импорт европейских спектаклей, длившийся тридцать с лишним лет, резко прекратился. Российская публика прошла путь от невыученных уроков ХХ века до совместных постановок с крупнейшими западными театрами. Здесь побывало несколько великих спектаклей, множество приятных и масса посредственных. Все до единого были необходимы и полезны, но в конечном счете вызвали привыкание: любой продукт из Старого Света стал по умолчанию считаться прекрасным — не в пример ужасному местному.
Европоцентрическая картина мира рухнула, взгляд по необходимости переместился на другие континенты и на внутренний рынок. Эту перемену фокуса можно оплакивать как чудовищное лишение. Афиша обеднела — вероятно, только на время. Скорее всего, это не катастрофа, а благо — повод спокойно архивировать зрительский опыт, выбросить провинциальный снобизм, заняться калибровкой оптики. Это болезненно и требует времени. Dance Open первым фиксирует происшедшее, за ним вступят Чеховский и Платоновский фестивали.
«Лобби»
10 апреля
Фестивальный разогрев. В неком отеле все, от портье до постояльцев, танцуют брейк. Гостиница — отличная сюжетная оболочка для череды трюков: «Лобби» строится на тех же принципах, что и приколы раннего кино типа «Электрического отеля» Сегундо де Шомона. Багажная тележка хороша как гимнастический снаряд, в огромную кровать можно спрятать батут.
Труппа Tie Break — восемь парней из Лиона. Они 15 лет занимаются хип-хопом, за это время сделали гастрольную карьеру и поставили «Лобби» о самих себе — о кочевой жизни в гостиницах, танцевальных баттлах и диком кайфе, который можно поймать, импровизируя на танцполе. Энергия бешеная, как всегда на брейк-баттлах, но добавляется неожиданная теплая-ламповая интонация. В динамиках поет Нина Симоне.
«Севагин/Самодуров/Пимонов»
12 апреля
Недавняя премьера Пермского балета, на афише — фамилии трех руководителей ведущих российских балетных компаний. Три части вечера подтверждают одни и те же тезисы. Балет жив и способен к самообновлению, сколько бы его ни хоронили сторонние наблюдатели. Балет готов сложными путями подключаться к повседневности, не впадая в публицистику. В пределе балет может преображать эту повседневность.
По справедливости, рядом с именами хореографов должны стоять имена композиторов. Для балета «В темных образах» Максим Севагин выбрал два виолончельных концерта Вивальди. Еще две партитуры написаны для премьеры — наконец-то заказ новой музыки становится нормой жизни. Было трудно представить рядом двух очень разных художников, Славу Самодурова и Владимира Раннева, но Ultima Thule явился очень сильным результатом. Антон Пимонов, лидер Пермского балета и автор «Арктики», сошелся с Антоном Светличным на почве любви к Стиву Райху и техно-рейвам.
«Движение»
14 апреля
Балет Сан-Паулу имеет солидный опыт в современном танце: за 55 лет существования труппы подавляющая часть репертуара создана специально для нее. В Петербурге бразильцы представляют галантную европейскую программу, все три части — оригинальные работы. «Адастра» Каэтано Сото неторопливо разворачивается под репетитивный мед Эцио Боссо. Ихсан Рустем в балете «Неоконченная» слушает одноименную симфонию Шуберта. Вечер заканчивают «Фасады любви» Ицика Галили, пьеса для большого ансамбля, эффектная и с юмором: бразильские тела, кубинское мамбо, израильский современный танец.
«Маламбо от Малево»
16 апреля
Латинское фолк-шоу, обязательная рубрика Dance Open. В прежние годы эту нишу занимали труппы фламенко, сейчас — маламбо, аргентинский традиционный танец под барабанный аккомпанемент. «Малево» означает «плохой парень». Труппа Матиаса Хайме, которая прославилась в шоу «Америка ищет таланты», отринула этнографические подробности и разыгрыла эту карту сполна. Косухи, голые торсы, цепи, барабаны, агрессивный свет и тучи дыма — маскулинный шик, по-прежнему имеющий большую и благодарную аудиторию.
Гала Dance Open
18 апреля
Резюме фестивальной недели: артисты выступавших трупп и другие приятные гости — например, екатеринбургский Урал Балет и солисты Большого театра. По традиции, точный состав не объявлен заранее. Концерт-энигма.
Подобные программы трудно собирать и удерживать в начальном виде, особенно сейчас. Директор фестиваля Екатерина Галанова и креативный продюсер Ольга Беленкис научились виртуозно обходить любые трудности. Кто бы ни вышел в итоге на сцену, концерт будет большим, подробным, разнообразным и закончится морем блесток и счастливыми воплями разгоряченной публики.
Текст: Татьяна Розулина

Заглавная иллюстрация: спектакль «Севагин/Самодуров/Пимонов» © Фото: Андрей Чунтомов
Читайте также: