Благородные собрания
Что смотреть и что покупать на Cosmoscow–2024: гид Masters Journal
25 октября 2024
Вышел новый выпуск печатной версии Masters Journal, традиционно приуроченный к открытию ярмарки Cosmoscow, которая в этом году проходит на новой площадке — в «Тимирязев Центре», одном из крупнейших выставочных комплексов Москвы, открывшем свои двери в начале октября. Сегодня мы публикуем центральный материал номера — гид по Cosmoscow-2024, написанный специально для Masters Journal Марией Москвичевой.
Cosmoscow–2024 открывает для арт-сообщества новую точку притяжение: на сей раз ярмарка проходит на недавно презентованной выставочной площадке, оборудованной по последнему слову техники. В просторном «Тимирязев Центре» с 16-метровыми потолками и панорамным остеклением свои стенды представят как арт-институции с историей и репутацией, так и молодые платформы, которые только нащупывают свой путь. Для 15 галерей эта ярмарка станет дебютной. Такой баланс между устоявшимися трендами, имеющими вес в арт-среде, и готовностью к эксперименту — принцип Cosmoscow, ведь настоящее искусство всегда раздвигает границы возможного и ломает стереотипы.
Новое выставочное пространство, расположенное близ транспортного узла у «Петровско-Разумовской», обещает стать одним из крупнейших образовательно-выставочных пространств в столице и, открывая его творческой публики, Cosmoscow, быть может, задает направление движения к полицентрической географии в искусстве, которая стремительно становится мировым трендом. В прошлом году ярмарка собрала в «Экспоцентре» более 31 000 гостей, создав внутри павильона «Форум» (площадью 10,9 тысяч м²) улицы из галерейных стендов, зоны для дискуссий и перформансов. На сей раз «воздуха» больше — галеристам и художникам есть, где развернуться, ведь площадь новой локации — 18 тысяч м². Гендиректор Cosmoscow Николай Корьков называет такую среду «благоприятной» для «качественного взаимодействия коллекционеров, галеристов, бизнесменов, журналистов и арт-сообщества». Количество участников, отобранных экспертным советом ярмарки, подросло вместе с площадью пространства — с 75 галерей до 87.
Основные участники сконцентрированы в секции «База», где принимают участие известные галереи, работающие на арт-рынке более 5 лет, с собственным выставочным пространством. В их числе есть такие мастодонты, как ХL Елены Селиной, которая, кстати, входит и в экспертный совет Cosmoscow, наряду с галеристом и коллекционером Эльвирой Тарноградской, искусствоведом Ириной Горловой, директором Музея современного искусства «Гараж» Антоном Беловым. Елена Селина представит живую, но уже нетленную классику — работы Елены Елагиной, Игоря Макаревича и Виктора Пивоварова.
Дима Королев. «Бельэтаж» (2023) © NAME GALLERY
Еще одна галерея с богатой биографией «Ковчег» выставит работы Юрия Ларина — сына Николая Бухарина, который вошел в историю не только как революционер и политик, но и как талантливый шаржист. Рисовал он в том числе и Сталина. (Бухарин, как мы знаем, плохо кончил). Ларин потерял родителей, когда ему было 2 года, сначала его воспитывали родственники, но и их арестовали. Будущий художник вырос в детдоме под Сталинградом. Решение посвятить себя искусству он принял в осознанном возрасте, окончив Строгановское училище после 30 лет. Ларин разработал свой художественный метод — предельного состояния. Из-за тяжелой болезни с середины 1980-х он оставил преподавание и не мог работать правой рукой, только левой. Именно эти полотна, написанные на пределе возможностей, на грани фигуративности и абстракции, представят на ярмарке (работы продаются в диапазоне от 290 до 380 тысяч рублей).
Еще одна галерея-корифей — FINE ART — показывает работы с последней выставки Emoveo, что в переводе с латыни значит «эмоции». Заглавная работа ее стенда — кисти Владимира Дубосарского. Полотно размером 195 на 195 см «В розовом свете» было центральным и на выставке на «Винзаводе». Оно продается за 3,5 миллиона рублей. Кстати, на «Винзаводе» рядом с картинами предлагалось наклеивать стикеры с эмоциями — картина Дубосарского о балансе и погружении в себя стала лидером по числу откликов. Помимо нее на стенде будут и другие работы с выставки — «Источник» Славы Ерещука, где фигуры почти растворяются в пространстве белого, как у Владимира Вейсберга (500 тыс. рублей), и энергичная импровизация Сергея Шаблавина «Рождение джаза» (2 млн. рублей).
Молодая, но уже зарекомендовавшая себя петербургская галерея MYTH (My Young True Heroes) тоже заявит о себе работами авторов, чьи выставки в разгаре и на слуху. Как раз сейчас в пространстве MYTH Gallery на улице Чайковского показывают проект Никиты Селезнева «НОРМА», в котором художник размышляет о том, что же такое норма сегодня, создавая свой постапокалиптический «микромир». Собственно, на Cosmoscow можно будет увидеть скульптуры и графику на бетоне из этого проекта — объекты продаются в диапазоне от 400 до 500 тысяч рублей. Другой автор галереи Петр Кирюша выставлен сейчас в московском ресторане Soma, известном своими коллаборациями с современными художниками. В новой серии Кирюша обращается к бытовому жанру — акцентирует внимание на обыденных сюжетах, делает их видимыми. Работы в Soma и на Cosmoscow относятся к одной серии, на них присутствуют ромбы, возникающие в привычном пейзаже, словно звезды, белые прорывы, которые меняют восприятие. Стоимость холстов Кирюши, представленных на стенде, в пределах 500 тысяч рублей. Имя еще одной художницы Алины Глазун, которую представляет галерея, уже звучало на ярмарке Cosmoscow. В прошлом году в MYTH Gallery проходила ее персональная выставка «Так не бывает», произведения которой пользовались большим успехом. В этом году на ярмарке галерея покажет новую серию Алины, созданную на основе советских картинок по развитию речи с добавлением советских наборных букв (от 65 до 120 тысяч рублей). А вот первую персональную выставку петербургской художницы Милены Стрелковой, чьи антропоморфные пейзажи становятся зеркалом внутреннего состояния человеком, галерея только собирается открыть в ноябре, так что показ на знаковой ярмарке станет своего рода анонсом (витражи — от 160 до 270 тысяч рублей, литые металлические скульптуры — от 160 до 340 тысяч рублей).
Оля Австрейх. «Индиго» (2021) © Serene Gallery
Помимо московских и петербургских галерей будут и видные представители локальных арт-сцен, как, например, известная воронежская галерея «Х.Л.А.М.», на стенде которой концептуальным рефреном произведений Ивана Горшкова, Кирилла Савельева и Михаила Добровольского станет мысль из «Миф о Сизифе» Камю: «Разум в схватке с превосходящей его действительностью». Впервые на Cosmoscow заявит о себе нижегородская галерея 9Б Георгия Смирнова и Елены Тальянской, которая представит работы арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов и Галина Мызникова). Дебют ждет и галерею «Виктория» из Самары, которая покажет работы Александра Филимонова и Леонида Шерешевского.
Секция «Дизайн» — вторая по количество участников (всего их 16). Здесь один из самых насыщенных стендов — у галереи Atelier CHOUTKO Евгения Шутко, которая специализируется на модернистском и современном художественном текстиле. На стенде главными действующими лицами станут гобелены размером до 3,5 метров российских художников Кирилла Рубцова, Ольги Солдатовой, Андрея Геннадиева, Альбины Воронковой, Александра Гораздина, которые продаются от 1,2 млн. рублей до 3,8 млн. рублей. Все они немного космические, заряженные эстетикой и идеями эпохи «оттепели». Работы отечественных авторов дополнят оригинальные предметы интерьера звезд бразильского модернизма — Серхио Родригес и Хорхе Залзупин. Это — два журнальных столика, сервировочная тележка и кресло (от 1,8 млн. до 6 млн. рублей). «Вишенкой на торте» станет люстра-торшер из муранского стекла Филипа Болдуина и Моники Гуггисберг, которые работают вместе более сорока лет. Их светящаяся конструкция представляет собой вертикаль из свободно парящих сфер и напоминает бусы на ниточке. Шары регулируется на подвесе, так что свет можно растянуть до 7 метров и повесить в просторной студии. Сферы при малейших движениях причудливо играют бликами (стоимость: 400 тыс. рублей за три сферы, 580 тыс. рублей — за пять). Второй торшер напоминает живую массу, которая стремится вырваться на свободу из металлической оправы. Работа итальянских дизайнеров Ренато Тосо и Ноти Массари оценивается в 420 тыс. рублей.
Анастасия Цайдер. «Аркадия №14» (2020) © PENNLAB Gallery
Особняком среди дизайнерских стендов стоит соло-галерея Yoomoota Тараса Желтышева, который экспериментирует в самых разных техниках (от шахмат и торшеров до ювелирных украшений и мебели), создавая биоморфные структуры словно из альтернативной Вселенной. С его легкой руки иммунная система или структура хромосомы превращается в арт-объект и предмет мебели. Такой синтез определили генетика (Желтышев — из семьи томских врачей и архитекторов) и образование (Тарас поступил в Сибирский медицинский университет, но бросил его после четвертого курса и занялся дизайном). Сейчас арт-вселенная Yoomoota базируется в Бангкоке (Таиланд) и функционирует как галерея-мастерская. На своем стенде Тарас представит 35 работ в ценовом диапазоне от 100 тысяч до 3 миллионов рублей. Единственный экспонат не для продажи — скульптура Aspr1m, в августе прошлого года побывавшая на МКС. Она впервые будет представлена в Москве.
Секция «Контур», где выставлены молодые галереи, некоторые из которых не имеют постоянного выставочного пространства, а работают в формате шоурума или онлайн-платформы, представлена 15 участников. Впрочем, далеко не все из них новички в арт-среде. Так, галерея «Форма», образованная в 2022 году, уже 11 лет существует в формате одноименного фестиваля современного искусства — институция активно поддерживает российские и международные арт-проекты. Есть и молодые междисциплинарные проекты, как культурный центр «Артишок», который соединяет практики современного искусства, playback театра, психологические и образовательные программы.
В секции «Тираж», представляющим работы художников, выпущенных ограниченным тиражем, — пять участников, из которой арт-публике хорошо знакомы ПиранезиLAB Алексея Веселовского и «Сабстанция» Сабины Чагиной. В разделе «ЦИФРА» — два участника, но на обоих стоит обратить особое внимание. Первая из них — INLOCO, галерея нового формата, которая базируется в Дубае, ее инициатор INLOCO Initiative создал также институцию «Стрит-арт хранение» на петербургском «Севкабеле», которая коллекционирует, изучает и знакомит публику с искусством «уличной волны». INLOCO представляет итальянского уличного художника Филиппо Минелли. В Дубае институция организовала необычное открытое хранение в форме черного куба, внутри которого золотой контейнер с произведениями. Тем самым INLOCO пытается переосмыслить фундаментальную сущность галерейного пространства.
За последнее десятилетие организаторы INLOCO Dubai сосредоточились на городских художественных и проектах, связанных с конкретными объектами, бросая вызов существующей парадигме коммерческих выставок и создавая устойчивое художественное сообщество. Их миссия заключается в том, чтобы объединить художников со всего мира в области контекстуального искусства. INLOCO Dubai подходит к представлению искусства в области «городской среды» и использует эту перспективу, исследуя и бросая вызов границам, присущим традиционным галереям. Они фокусирутся не только на показе произведений искусства, но и на переосмыслении формата галерейного пространства. Но контейнер-сокровищница имеет не только материальное воплощение, но и виртуальное. Там, в частности, хранится память о проекте «Идеализированный город» Филиппо Минелли, случившемся на Архипелаге «Мир» в 2024 году. Уличная надувная инсталляция существовала всего один день на насыпном острове и обращалась к проблеме размытия границ человеческой идентичности в постглобальном мире. По мотивам проекта Минелли создал серию работ, которая показывалась на первой персональной выставке художника на Ближнем Востоке, а теперь будет представлена на стенде московской ярмарки вместе с другими произведениями автора. То есть там можно будет найти как виртуальные работы, которые можно посмотреть в VR-очках, так и работы на материальных носителях, такие, как фотография.
Дмитрий Марков. «Кострома» (2017) © Anna Nova Gallery
Петербургская галерея «Охра» впервые представит фиджитал-объекты из проекта Art-XR Вильгения Мельникова. Они соединяют аналоговое и цифровое искусство. Виртуальные скульптуры художника размещены в галерее «Грязь», которая реально расположена в деревне Хвойное Ленинградской области и представляет собой старый блиндаж. Художник приспособил его под выставочное пространство. Московская публика окажется в его виртуальном аналоге, где сможет наблюдать, как меняются работы Вильгения Мельникова под действием сил природы. Помимо него «Охра» покажет VR-работы, лентикулярную печать, видеоарт Нади Бей и пластификации Романа Ходырева (это уникальная технология: фотография печатается на фотобумаге «серебряный металлик», что придает изображению контрастность и жемчужный отблеск). Цены на работы художников колеблются от 25 тысяч до 2,5 миллионов рублей.
По традиции ярмарка пройдет также в онлайн-формате на платформе ТЕО by Cosmoscow и продлится там до 4 ноября.
Текст: Мария Москвичева

Заглавная иллюстрация: Красил Макар. «Добрый вечер» (2024) © Галерея «Треугольник»
Читайте также: