«Диапазон измерения», конечно, по настроению, да и по форме художественного высказывания далек от жизнеутверждающего праздника весны. Тем не менее, инсталляции и объекты Дмитрия Морозова рассказывают нам непосредственно про жизнь, которой мы живем, редко задумываясь о том, до какой степени технологии и наука распоряжаются современной повседневностью. Беспроводные сети, информационные системы, измерительные устройства, датчики движения и прочие техносоставляющие обыденной жизни — материал, с которым работает художник, а также предмет его размышлений. Вживили вам чип в мозолистое тело или же вы ни сном ни духом, что это за зверь новейшие технологии, — в любом случае такова среда нашего обитания. Остроумные розыгрыши здесь более чем уместны: с помощью портативного модема ::vtol:: настраивает в метро, торговых центрах и других публичных пространствах фиктивные беспроводные сети, названия которых — быстро сменяющие друг друга строки из стихов Пастернака или Данте. Легко на сердце от такой свистопляски. Инженерные фантазии ::vtol:: удивительным образом витальны, даже когда, обеспокоенный неважным самочувствием, он изобретает странный механизм для защиты дыхательных путей, — фиксирующийся на спине диковинный аппарат, снабженный массивной респираторной маской. Этот гаджет вовсе не фантазм из жутковатой антиутопии, скорее он часть лирической фантастической истории в духе «2046» Карвая. В некоторых объектах ::vtol::, которые напоминают незабвенного Громозеку, есть даже трогательность роботов Жана Тэнгли, горячо любимых детьми. По гамбургскому счету речь идет о хотя бы совсем скромных, но все-таки чудесах: умении взлететь, не сходя с места, как это делают ::vtol:: — Vertical Take- Off and Landing, системы вертикального взлета и посадки.