9. Густав Малер. Симфонии. Кирилл Кондрашин. «Мелодия».В 2004-м году я поехал на три месяца в небольшую деревушку под Римом — Олевано Романо: там у меня была резиденция в двухэтажной вилле с видом на долину и окрестные горы. Часто, проснувшись, я видел под ногами только облака — деревня лежала на высоте 800 метров и там проходила граница облачности. Интернета, опять же не было, зато был маленький переносной проигрыватель для
CD. Перед отъездом мой друг, композитор и музыковед Федор Софронов подарил мне только что переизданные на «Мелодии» записи симфоний Малера с Кириллом Кондрашиным. К ним добавилась пара других дисков, завезенных друзьями, вроде концерта Джона Зорна, альбома немецкой панк-группы
Goldene Zitronen и тридцати восьми аранжировок знаменитой песни Берта Бакарака про поезда, корабли и самолеты. С этим богатством я и жил под Римом три месяца. Утром я ходил за продуктами в соседнюю деревню — два километра по серпантину в гору, которые обычно надо было проходить сквозь облако, потом садился писать собственную пьесу для шести голосов, а вечером покупал у местного карабинера молодое вино в пластиковой бутылке и ставил на повторе финал Девятой Малера, которая казалась мне лучшей музыкой на свете, особенно после второго бокала местного самопального красного. Это был типичный пример музыки на карантине — в условиях абсолютной изоляции в течение трех месяцев переслушивать раз за разом одну и ту же пьесу: такого опыта у меня не было ни до, ни после. Подход Кондрашина к Малеру отличался от всего, что я до сих пор знал (а к тому времени я слышал довольно много версий Девятой — от Бруно Вальтера до Булеза), и был ближе всего к
малеровским интерпретациям Михаэля Гилена, которого мне несколько раз доводилось слышать в концертах. Это был хороший пример того, как дирижер может игнорировать смысловые ловушки композитора: избегать длиннот и излишнего пафоса и при этом давать максимум заложенного в партитуре скрытого смысла. По своей силе и сдержанности
Малер Кондрашина до сих пор кажется мне одним из самых убедительных: возможно, это один из самых быстрых финалов Девятой симфонии, но при этом — один из самых глубоких и трагических.