Новые обстоятельства прихвачены к либретто белыми нитками. Сила и остроумие лучших и действительно радикальных «режиссерских» постановок заключалась именно в плотности подгонки текста и метатекста, в парадоксальности подмен, в психологической детальности и пластической точности мизансцен — именно таким был
«Дон Карлос» Петера Конвичного, шедший с 2004 года в той же Венской опере (в первой авторской редакции, а не сокращенной миланской, как сейчас). У Серебренникова институтский антураж, грета-тунберговское видео, изображение демонстрации артикулированы сценически невнятно, поэтому обесценивают и социальную повестку, и драматические намерения Верди. Родриго с Карлосом поют о свободе народа Фландрии — и вот на бомбере Родриго для доходчивости написано
liberta, и футболку с той же надписью он предлагает другу, и активисты выходят с соответствующими транспарантами, почему-то на итальянском.