В Италии конца XVI века уже существовало понятие старого мастера, но не сам термин. Тогда считалось, что, хотя со смертью Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и других художников, олицетворявших «третью манеру» (terzia maniera) Вазари, золотой век подошел к концу, славные достижения его главных действующих лиц никогда не потускнеют. Это положение было узаконено в 1602 году с изданием указа, полностью запрещавшего вывоз из Флоренции работ восемнадцати покойных художников, украсивших собой тот самый золотой век, пусть и не все они принадлежали к Тосканской школе; при этом родоначальники этой школы XIV и XV веков, от которых, как считалось, произошли эти великие мастера, по общему мнению, теперь представляли лишь исторический интерес; признавалось, что их усилия заслуживают высокой оценки, но попыток сохранить их во Флоренции не предпринималось. К концу XVII века братья Карраччи и их последователи, считавшиеся достойными наследниками Рафаэля и его современников (но не превзошедшими его), вошли в разряд масте ров, описываемых как «почтенные мастера», «величайшие мастера» (les plus grands maîtres) и т. п.; со временем список несколько пополнился, но по сути ситуация оставалась неизменной до последних десятилетий XVIII века. Очень ранний пример использования термина «старый мастер» в позитивном значении можно отыскать в 1777 году в каталоге распродажи, время от времени это определение всплывает и в последующие годы, но до 1790-х широко не используется; и несмотря на то, что оно по-прежнему применялось в основном к мастерам, которые вызывали восхищение у многих поколений («примитивы» всеобщего признания еще не завоевали, а к большинству художников XVIII века отношение было несколько пренебрежительным), понятие старого мастера постепенно распространилось на всех художников, живших до Великой французской революции. Занятно, что в Англии, где термин восприняли охотнее всего, его можно было применять почти исключительно к художникам иностранного происхождения, а для Хогарта, Рейнольдса и их современников, которые одни, как считалось, были достойны памяти или по крайней мере выставки, он подходил не вполне. Это различие бросается в глаза в названиях многих английских каталогов распродаж, посвященных «старым мастерам и покойным мастерам британской школы».