— «Это же будет непонятно зрителю». «Мне же, актеру, это здесь, в данный момент, в данной точке пространства — непонятно. Соответственно, и зрителю это будет непонятно». И тут, конечно, с мертвой точки не сдвинуться. Поэтому да, я за «горизонталь», за доверие, за абсолютное доверие, чтобы артист понимал… или не понимал, но пусть он чувствует, что режиссер делает все, чтобы никто не догадался о его проблемах, грубо говоря, и о его неудачных ракурсах, и о его профессиональном потолке… должно быть доверие. И со стороны артиста, и со стороны режиссера. Тогда артист позволит сделать себя частью, элементом целого, и впишется в концепцию спектакля без какого-то внутреннего сопротивления. Пусть он доверяет. Без доверия ничего не может случиться. Но всегда на ком-то лежит ответственность, мне кажется. Есть человек, который отвечает за результат. Извне. Режиссура — это в том числе организаторская работа. Здесь не до высоких материй. То есть и их включать, конечно, хотелось бы. Но зачастую просто нужно собрать людей, очень сложных, со своим индивидуальным вúдением, и договориться с ними. Я индивидуально работаю с артистами, всегда, очень долго размышляю, присматриваюсь, смотрю разные материалы, спектакли — кого пригласить в проект, с кем начать работу, кого взять в союзники. Но иногда, несмотря на всю эту доскональную работу, болезненную, почти шизофреническую — тоже бывает, что не всегда удается справиться с этой частью, и в кастинге происходит что-то не то, за что я, конечно, потом и корю себя, и ругаю, и страдаю, — происходит несовпадение, скажем так. Значит, что-то я недодумала, где-то пропустила. Иногда даже приходится прощаться с артистом во время процесса, а это, конечно, очень болезненно, обоюдно.