Нынешняя выставка смещает акцент: в центре внимания — поиск еврейскими художниками национальной идентичности в отечественном искусстве 1910–1930-х годов. В давней статье 2015 года «Пленники универсализма», написанной как раз к выставке «Современники будущего. Еврейские художники в русском авангарде…», Борис Гройс не без скепсиса заметил, что «в контексте русско-советского искусства выделить некую еврейскую идентичность весьма трудно, если не невозможно». Марк Шагал, который живописал местечко родного Витебска как волшебное пространство любви, детства, музыки, таинства ритуала субботы, в эпоху революционных перемен выглядел романтическим сентиментальным певцом прошлого. Нет, разумеется, он не был одиноким героем. Но то, что студенты витебского Художественного училища, многие из которых выросли как раз в местечках Белоруссии и Украины, в 1919 году в конфликте Малевича и Шагала пошли за супрематистом Малевичем, говорит обо многом. Среди этих учеников были Эль Лисицкий, Илья Чашник, Лазарь Хидекель, Нина Коган, Лев Юдин, без вклада которых непредставим русский авангард. По крайней мере образы электромеханических «Фигурин» Эль Лисицкого, которые должны были выйти на сцену в несостоявшейся постановке оперы «Победа над солнцем», продолжают проекты утверждения нового, а никак не прошлого.