Как ни обязывает профессия для начала заподозревать сложный умысел в любых несуразностях — с «Франкенштейном» это оказывается невыполнимо, как ни старайся. Тут не образная конструкция, рефлексирующая элементы эпох, — тут простая неряшливость. Не та, из-за которой Харлендер, лечащий сифилис ртутью, опрокидывает залпом пробирку со снадобьем (с каким?!), а та, из-за которой он эту пробирку хранит в набалдашнике трости, — а не, например, в удобном саквояже. Из-за которой в огромном замке, где неделя за неделей готовит свои опыты Франкенштейн, нет ни единого человека прислуги. Из-за которой Франкенштейн советует брату уехать из замка, сказав жене, «что возникло срочное дело»; понятно, что в эпоху мобильной связи этот вопрос возникает не вдруг, но все же — каким образом человек в удаленном отовсюду замке, где нет прислуги, может узнать, что у него «возникло срочное дело»? благодаря голубиной почте? по знамениям?… В этом высокобюджетном, размашистом, помпезном фильме эта неряшливость повсюду — вплоть до Библии, которую берет Существо, чтобы прочесть там «самую первую историю», про Адама и Еву, и читает-таки, и даже гравюру рассматривает, — открыв книгу примерно на середине. И пусть автор имеет право придумать эпоху, в которой Крым от Вадуца в шаговой доступности, а динамит не помеха парикам, — но по каким удивительным художественным законам «самая первая история» может располагаться не в самом начале книги? Вероятно, по тем же, по которым полярная экспедиция (датская, из Санкт-Петербурга) в начале фильма встречает закат солнца, а в конце фильма, через несколько часов, — рассвет (сначала день, потом восход — в таком вот порядке). И по тем же, по которым при всеохватном пожаре, взрывы от которого швыряют героев на несколько метров, сгорает все, кроме стеклянных фотопластинок, бумажных дневников — и нераспечатанного письма. Которое было брошено среди канистр с горючим — и на котором остались целехоньки сургучные печати. Даже не подплавились.