Компания из трех друзей, на выходные поехавшая за город на рыбалку, ставит лагерь на берегу озера. Один аккуратно собирает мусор, оставленный кем-то из прежних туристов, другая раздувает костер, третий же — сидит и разговаривает. Разговаривает он хорошим текстом, густо стилизованным под полубранное просторечие, и монолог его звучит без какого-либо весомого, далеко идущего умысла — своего либо сценарного. Камера, однако же, — несмотря на рутинность происходящего и на разговорность текста — снимает эту сцену общим планом с хорошо выстроенной статичной композицией. И это само по себе вполне возможно. Камера не обязана подстраиваться под темп и специфику актерского действия; она может отстраниться от героев, увидеть их встроенными в большой пейзажный мир, понаблюдать, как они теряются в сгущающихся вечерних сумерках… Но вот, чуть не посреди фразы, она переходит на средний план говорящего. А затем, несколько секунд спустя, возвращается точно на предыдущую точку съемки, — так же, посреди фразы. И уже даже не очень важно, что громкость текста остается одной и той же, чудесным образом совершенно не завися от того, с какого расстояния снимают говорящего актера. Важно то, что камера, стало быть, вовсе даже не отстранялась от героев. Отреагировала на них, взглянула поближе, всмотрелась, потом обратно отодвинулась. Но тогда каким же, совсем уж расчудесным образом стиль съемки пошел вразрез со стилем снимаемого? Либо камера заодно с героями и вообще сценарным материалом, либо нет. Либо она ведет себя поперек материалу — и тогда теряет право на реактивность и вглядывание, либо сообразно ему — и тогда умиротворенная степенность ее съемки никак не вяжется ни с актерской подачей, ни с простецкой лексикой, столь любовно снизанной автором в монолог. Если же она столь непоследовательна, столь послушна и податлива, — значит, остается один-единственный вариант. У камеры здесь нет никакой своей, как это называл один киноисторик, «повествовательной воли». Та, чьему единому зрению доверяется зритель фильма, не обладает субъектностью — то есть, если перевести на людской язык, собственной точкой зрения. И вот это уже всерьез нехорошо. Потому что, всерьез же говоря, только наличие у камеры субъектности (оно же — системность зрения) и делает снятое камерой движущееся изображение — фильмом. И если этому эпизоду в небольшой рецензии уделено столько внимания, то потому, что он здесь не является случайным сбоем. Он, увы, репрезентативен. Иными словами, в картине Любови Мульменко «Фрау» все так.