А может, все будет ровно наоборот. Возможно, вы будете смотреть, забыв себя, глотая дыхание, и когда закроется занавес, бить в ладони — чтобы лопнул внутри странный комок чувств, — как и было когда-то в Театре Пины Бауш поры расцвета, как аплодировали ему, ошеломленные тем, что он говорил со сцены — и как говорил. Часто повторяют фразу «в России надо жить долго». Но в случае Бауш кажется, надо вообще — жить долго. И ее Театр дотянул до того времени, что главная тема искусства Бауш стала той, что бешено волнует всех сегодня, о чем сегодня говорят, спорят, скандалят и уж точно хотят иметь мнение: гендер, женщина и что вообще с этим должно произойти и должно ли. Пина Бауш в своем искусстве настолько страстно и пристально вглядывалась в женщин, что казалось слегка странным, что по сю строну сцены, в ее собственной жизни всегда были мужчины: муж, возлюбленный, сын. Мужчинами театр Бауш интересуется только потому, что отношения с ними как-то влияют на женщин. Но это никак не феминистский театр в том смысле, что не касается никаких социально-политических пунктов вроде равной оплаты труда или доступности детских садов. Он про то, как люди живут, любят и умирают, и как что бывает с человеком, когда он — женщина: это определяет твою реальность, настаивает Бауш, и возможно, прямота, глубина и страстность, с какой она это утверждает, сегодня сделают ее слоном (слонихой) в посудной лавке «новой этики». Только не называйте ее авторкой, балетмейстеркой или режиссеркой. Во-первых, это дурно звучит, а во-вторых, она — не то, не другое и не третье, она — Пина Бауш.