Остров, где все есть
Главные выставки, премьеры и фестивали декабря: гид Masters Journal
30 ноября 2024
«Иов» в Царском фойе, Глобальный Юг в ГЭС-2, Курентзис в Перми, Москве и Петербурге: Алексей Каренин о ключевых культурных событиях декабря
«Videobrasil. Перевод не требуется»
Дом культуры «ГЭС-2», с 12 декабря

Дом культуры «ГЭС-2» отмечает очередной день рождения сразу тремя новыми выставками: сольным проектом Ивана Горшкова «Генератор счастливых случайностей», проектом «Новая новая эра» об околодуховных практиках в диапазоне от магических ритуалов до рейв-культуры и, last but not least, блокбастером «Videobrasil. Перевод не требуется». История латиноамериканского видео-арта и перформанса за последние сорок лет становится здесь поводом для осмысления феномена Глобального Юга — едва ли не главный выставочный хит этой зимы перенимает эстафету у Венецианской биеннале–2024, включаясь в исследование одной из самых актуальных территорий современной художественной сцены. В диалог с художниками Бразилии, Аргентины, Колумбии, Эфиопии, Индонезии, Юго-Восточной Азии и Африки включаются российские авторы — Виктор Алимпиев, Дмитрий Булныгин, Елена Ковылина, Наталья Скобеева: как и другие проекты ГЭС-2 этого сезона, Videobrasil фокусируется на процессуальной природе искусства и его контекстуальном детерминизме.
«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство»
ГМИИ, до 16 марта

Процессуальности посвящена и выставка Пушкинского музея, пассеистский месседж названия которой напрасно вводит зрителей в заблуждение: «Неизвестный Щукин» изрядно расширяет наши представления о легендарном меценате и контексте его коллекционных поисков. Как египетские древности Синая помогли Щукину оценить Гогена и Пикассо, как дальневосточная шелкография откликается в работах Сезанна и Дерена, как встреча Матисса с коллекцией русских икон повлияла на творчество художника — все элементы пазла складываются в широкое исследовательское полотно о важности самого процесса коллекционирования и культуртрегерства. Пушкинский музей высказался на злобу дня — в последние годы в России именно частные коллекции становятся одним из важнейших двигателей арт-рынка.
«Неизвестный Щукин. Не только новое искусство». Фрагмент экспозиции © Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
«Чересчур»
Фонд Ruarts, до 11 мая

Выставка «Чересчур» в фонде Ruarts тоже выросла из увлечения многообразием проявлений культуры. В фокусе ее внимания — китч. Клемент Гринберг в своем эссе «Авангард и китч» определяет этот культурный феномен как «симулякр подлинной культуры, воплощение всего, что является поддельным в жизни нашего времени». Кураторы выставки Алексей Масляев и Катрин Борисов если не реабилитируют китч, то стараются вернуть ему осмысленность. Несколько полифонических уровней «Чересчур» описывают расхожие китчевые сюжеты: райская пасторальная жизнь, культ селебрити, стандартизированная телесная и духовная красота. Как пел Псой Короленко, «А вот извольте-ка посмотреть на этот остров, остров, где все у нас есть: и лавровый лист, и Георгиевский крест, и коралловая роща, и нефритовый пест» — а также провокативный видеоарт AES+F, няш-мяш Алины Глазун, шелкография Айдан Салаховой, дрэг-арт Мамышева-Монро, объекты Даниила Антропова и многое другое.
«Тартюф»
Театр Наций, 18-19 декабря

Китчевым флером овеяна и премьера «Тартюфа» в Театре Наций — любимец публики Евгений Писарев переносит классический сюжет Мольера в наши дни и превращает Мольера в семейное сатирическое драмеди. Писарев как никто из сегодняшних российских режиссеров умеет умирать в актерах — в «Тартюфе» ему предстоит работать с блистательным семейством Оргона: на подмостки Театра Наций выйдут Игорь Гордин, Ирина Купченко и Анна Чиповская. Заглавную роль циничного святоши репетирует Сергей Волков — ученик Юрия Бутусова, в 2010-е блиставший в петербургском Театре имени Ленсовета и ставший за последние несколько сезонов одним из протагонистов столичной сцены. Писарев интригует: в предпремьерных интервью он признается, что пригласил Волкова на роль Тартюфа после того, как узнал, что тот репетировал князя Мышкина в постановке «Идиота», так и не увидевшей свет рампы.
«Иов». Сцена из спектакля © Владимир Постнов/Александринский театр
«Иов»
Александринский театр, 20 декабря

Старейший театр страны завершает год премьерой нового спектакля Валерия Фокина — и если вы ищете здесь связь с московской премьерой «Тартюфа», то она не настолько очевидна, как может показаться. Писарев читает Мольера сквозь призму Достоевского, Фокин исследует библейский текст, повлиявший на автора «Братьев Карамазовых», «Кроткой» и «Двойника», — «Книга Иова» стала важным референсом для каждого из этих текстов. «Она приводит меня в болезненный восторг: бросаю читать, хожу по часу в комнате, чуть не плача… эта книга — одна из первых, которая поразила меня в жизни, когда я был еще почти младенцем!», — писал Достоевский. Здесь впечатляет прежде всего сам масштаб художественной задумки: что еще ставить патриарху русского театра, как не Библию? Тем более что «история Иова, подвергшегося жестоким испытаниям со стороны того, кому верно служил» в прочтении президента Александринки, возможно, имеет и более глубокий автобиографический подтекст.
«Дягилев+»
Разные города и площадки, 26-30 декабря

«Другой Новый год» — так называлась серия концертов, которую запустил в конце 2000-х в Москве Теодор Курентзис, предлагая столичной публике эстетскую альтернативу дефицитным «Щелкунчикам» и низкокачественным ретроспективам музыки семейства Штраус. Рафинированные программы, в которых вместе с Курентзисом на сцену выходили Алла Демидова и Дмитрий Черняков, быстро стали обязательной к посещению московской достопримечательностью — пока не растворились бесследно в пене дней. Прямым наследником «Другого Нового года» выглядит «Дягилев+» — декабрьский сателлит летнего Дягилевского фестиваля, проводящийся ежегодно в Перми и разносящийся эхом в Москве и Петербурге: он тоже предлагает бескомпромиссный уровень музицирования и программы, идеальным аккомпанементом для которых становится глоток игристого. В новогоднем меню этого года — «Дафнис и Хлоя» и «Вальс» Мориса Равеля плюс «Пинии Рима» Отторино Респиги.
Текст: Алексей Каренин

Заглавная иллюстрация: Алина Глазун. «Страшновато» (2019) © Ruarts Foundation
Читайте также: