Квинтет изумленных
Главные премьеры и выставки марта: гид Masters Journal
27 февраля 2025
МАММ открывает новый выставочный сезон, Наставшевс выпускает «Идиота» Достоевского в Вахтанговском, musicAeterna отмечает юбилей — Алексей Каренин о ключевых культурных событиях обеих столиц в марте
«Идиот»
Театр имени Вахтангова, 4–5, 13, 31 марта

Спектакли Владиславса Наставшевса уже стали привычной частью отечественного театрального пейзажа. Начав карьеру в России с эстетских постановок Бунина, Михаила Кузмина и Фасбиндера в «Гоголь-центре», латышский режиссер по-настоящему обратил на себя внимание после того, как прописался на оперных подмостках — сначала в Большом, а потом в Перми: его «Пиковая дама» и «Бал-маскарад» который год остаются объектами паломничества столичных меломанов на Урал. Вернуть Наставшевса в драму прошлой зимой взялся Вахтанговский театр — и не прогадал: билетов на камерную «Повесть о Сонечке» по автобиографической прозе Марины Цветаевой уже второй сезон не сыскать днем с огнем. Похоже, что статус главного московского театрального дефицита прочно закрепится и за «Идиотом» — дебютным спектаклем Наставшевса на большой сцене Вахтанговского. Подробности, как всегда у режиссера, держатся в строгом секрете: известно лишь то, что полифонический роман Достоевского он редуцировал до взаимоотношений квартета центральных героев — Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина и Аглаи. И вот что, пожалуй, самое удивительное: в афише «Идиота» вы не найдете имен вахтанговских звезд — Наставшевс делает ставку на молодых артистов труппы.
Новый сезон в МАММ
Мультимедиа Арт Музей, с 5 марта

Мультимедиа Арт Музей отмечает наступление весны пятью новыми выставками, среди которых почетное место отведено проекту «Расположение картин зависит от вкуса», представляющему работы из коллекции Антона Козлова. С тех пор, как в 2019 году он стал систематично собирать российское искусство с середины ХХ века до наших дней, бизнесмену удалось сформировать одно из самых серьезных частных собраний в стране. На выставке в МАММ Илья Кабаков, Эрик Булатов и «Коллективные действия» встречаются с группой «МишМаш», Романом Сакиным и Ириной Кориной: Козлов одержим желанием проследить историю отечественной арт-сцены, выявив ключевые маршруты его развития «со всеми остановками», — чтобы в конечном счете понять, как изменялся и усложнялся художественный язык от оттепели до современности. Фокусируясь на послевоенной абстракции и московском концептуализме, Козлов со товарищи отдают дань уважения и кинетизму, и поп-арту, и соц-арту — так что эта попытка создания пунктирной карты развития российского искусства последних 80 лет выглядит как минимум впечатляюще.

«Андре Шенье», репетиция спектакля © Пресс-служба МАМТ
«Андре Шенье»
МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко, 7–9 марта

Второй по значимости столичный оперный дом представляет новую постановку иконы музыкального веризма — драмы «Андре Шенье» Умберто Джордано, до обидного редко появляющейся в репертуаре российских театров. В центре сюжета — история поэта Андре Шенье, очевидца и участника Великой французской революции, восходящего в финале оперы на якобинский эшафот. Худрук Александр Титель впервые за последние годы работает с выдающимся театральным сценографом Александром Боровским — по такому случаю МАМТ вступил в сотрудничество с Государственным Эрмитажем: в постановке цитируются фрагменты знаковых полотен из коллекции музея, среди которых «Венера и Адонис» Рубенса и «Даная» Рембрандта. Главная интрига премьеры связана с именем музыкального руководителя постановки — дебютирующего в МАМТе Пьетро Маццетти: за плечами 28-летнего итальянского дирижера — сотрудничество с Цюрихской оперой и легендарным фестивалем «Флорентийский музыкальный май».
Лев Юдин в «Квартире №34»
«Полторы комнаты», 8–23 марта

Ярлык ученика Казимира Малевича закрепился за Львом Юдиным настолько прочно, что об этом художнике заговорили как о самостоятельной фигуре в истории русского авангарда лишь совсем недавно. Обретением субъектности Юдин обязан искусствоведу Ирине Карасик, в 2018-м подготовившей к печати том дневников и писем художника, а тремя годами позднее ставшей куратором первой большой ретроспективы Юдина в Русском музее. Именно тогда в нем разглядели не просто одного из апостолов УНОВИСа, но мастера с уникальным почерком, советского сюрреалиста, единомышленника Мана Рея и Макса Эрнста. Выставка в «Полутора комнатах» представляет книжную и журнальную графику, рисунки и офорты 1930–1940-х годов — и это, кажется, последняя возможность увидеть их до того, как они осядут в частных коллекциях: все представленные в экспозиции работы будут выставлены на аукционе «Литфонда», который состоится 22 марта.
Художник Лев Юдин за работой
«Пик Ник или Сказки Старого Ворона»
Электротеатр Станиславский, 10–12, 14–16, 20-22 марта

Худрук Электротеатра Станиславский и живой классик российской сцены Борис Юхананов выпускает новый спектакль в патентованном жанре театрального сериала. Три его эпизода — «Город миражей», «Никогда» и «Прибытие» — складываются в фэнтези про нисхождение на Землю ангелов, в главных ролях заявлены ведущие артистки Электротеатра — Марина Беляева, Алла Казакова, Ирина Савицкова и Мария Чиркова. В мартовском премьерном блоке «Пик ник или сказки старого ворона» покажут трижды, так что каждый сможет выбрать собственную зрительскую стратегию: кто-то захочет нырнуть в мистериальную вселенную Юхананова с головой и посмотреть триптих подряд, кто-то предпочтет микшировать впечатления. Судя по афише «Сказок старого ворона», Электротеатр по-прежнему может претендовать на звание главного в Москве форпоста новой русской музыки: соавторами Юхананова по «Пик нику» стали сразу трое композиторов — резидент Тверской, 23 Александр Белоусов, основатель экосистемы CEAM Николай Попов и один из лидеров новой музыкальной волны Роман Жауров.
20 лет musicAeterna
Большой зал филармонии, 17 марта, Лахта Холл, 20 марта

Весной 2005 года в Большом зале Московской консерватории состоялся первый в столице концерт оркестра musicAeternа — тогда еще приписанного к Новосибирскому театру оперы и балета. Двадцать лет назад выступление дебютантов произвело эффект разорвавшейся бомбы — как, собственно, и большинство концертов подопечных Теодора Курентзиса за минувшие годы. Теперь musicAeternа отмечает юбилей масштабным гастрольным туром по России: Красноярск, Новосибирск, Пермь, два вечера в Москве и два — в Петербурге. Программа везде одна и та же: Вторая симфония Густава Малера — композитора, интерпретация музыки которого сформировала реноме оркестра не только в России, но и в мире. Исключение Курентзис сделает только для петербургской публики — отпраздновав «Воскресение» в Большом зале Филармонии, musicAeternа сыграет в Лахта Холле другую свою коронку — Девятую симфонию Антона Брукнера: отличный повод сравнить симфонические блокбастеры двух авторов, каждый из которых по-своему провел жирную черту между романтизмом и модернизмом в европейской музыке.
Текст: Алексей Каренин

Заглавная иллюстрация: «Пик Ник или Сказки Старого Ворона» Сцена из спектакля © Олимпия
Читайте также: