Про свет
Что смотреть в Москве и в Петербурге в начале года: гид Masters Journal

18 января 2025
Крещенский фестиваль
«Новая опера», 19 января–2 февраля

У программы традиционного январского форума «Новой оперы» в этом году явный американский акцент: Федор Леднев дирижирует симфонией «Каддиш» Леонарда Бернстайна, где партию чтеца исполнит прима столичного театра имени Пушкина Александра Урсуляк, хор «Новой»готовит премьеру оратории «Девочка со спичками» Дэвида Лэнга. Ну а центральное событие «Крещенского фестиваля»— первая в России постановка «Ванессы» Сэмюэла Барберав режиссуре Дмитрия Волкострелова. Героиня одной из самых популярных американских опер ХХ века много лет ждет возвращения Анатоля, занавесив в доме зеркала. А дальше события будут развиваться точь-в-точь как в готическом романе — возлюбленный Ванессы вернется юным оборотнем, чтобы разрушить одну жизнь и спасти другую. Волкострелов исследует эту цикличность через взаимодействие сценического действия и немого кино, где экран функционирует как еще одно зеркало – портал между реальностью и воспоминаниями. Этот прием рифмуется с природой самой оперы Барбера: подобно Ванессе, композитор и сам «отворачивался от зеркал», создавая партитуру вне модернистских экспериментов своего времени. Волкострелов же помещает эту музыкальную архаику в контекст современного театра, где время перестает быть линейным, а становится объемным пространством памяти.

Метафоры бесконечности
Третьяковская галерея, с 21 января

Московский выставочный сезон проходит под знаком Франциско Инфанте: едва в Доме культуры «ГЭС-2»завершился показ масштабного проекта «Небесные артефакты», как Новая Третьяковка готовится распахнуть двери масштабной ретроспективы художника-концептуалиста. Его визуальный язык построен на сложной пространственной грамматике: повторение форм, зеркальные отражения, геометрические прогрессии создают ритмические структуры, которые взаимодействуют с природными паттернами. «Метафоры бесконечности»представляют картографию художественного мираИнфанте, где геометрия становится языком исследования фундаментальных категорий: взаимоотношений искусственного и естественного, реального и ирреального, диалектики конечного и бесконечного, связи материального и идеального. И хотя сам художник избегает прямых высказываний о времени, невозможно не учитывать контекст реальности 1970-х, где параллельные реальности нет-нет да и пересекаются, а нон-конформистский философ и концептуалист Инфанте создает мобиль для номенклатурной квартиры Самохвалова из «Служебного романа».

«Что случилось осенью» © Diaphana Distribution
Что случилось осенью
c 23 января

В календаре синефилов новый год начинается 23 января — в день, когда в российский прокат выходит новый фильм Франсуа Озона. Идиллическая картина провинциальной осени с добродушной бабушкой, ждущей в гости дочь и внука, превращается в семейный триллер, травестийную историю лесковской «Леди Макбет Мценского уезда». Токсичность семейных отношений показана буквально: дочь отравлена дарами бургундского леса и рвет все связи, а пожилая мать мучается чувством вины. Как это часто случается в фильмах Озона, сюжет масштабируется из анекдота в духе «поел дедушка грибков» до трагедии, где на зрителя из шкафов памяти разом обрушиваются все семейные скелеты подавленных травм. Режиссер обостряет латентный конфликт поколений: старость угрожает молодости, а забота оборачивается насилием. Впрочем, в финале любовь побеждает смерть, всем даровано прощение, а меланхоличные осенние пейзажи чудо как хороши.
На дне
Александринский театр, 14–15 февраля

Дон Кихот
Театр Наций, февраль

Сразу две заметные театральные премьеры сезона посвящены существованию «с широко закрытыми глазами», исследуя проблему эскапизма: новый худрук Александринского театра Никита Кобелев ставит «На дне», а самый киногеничный режиссер новой волны Антон Федоров выпускает в Театре Наций «Дон Кихота». Сходство тем не было бы таким явным, но Кобелев видит в пьесе Горького в первую очередь символистскую притчу о «погружении персонажей в зазор между реальностью и «сном золотым», состоящим из иллюзий, мечтаний и воспоминаний о прошлом» — что же говорить о легендарном борце с ветряными мельницами. Впрочем, вполне возможно, что трагикомический талант Тимофея Трибунцева и клиповая метаирония Антона Федорова снизят романтический пафос и покажут вместо истории рыцаря печального образапровокативный нормкор: на репетициях спектакля режиссер размышляет о том, что есть норма — и так ли уж безобидно безрассудное движение к добру.
«На дне». На репетициях спектакля © Владимир Постнов
Изображая воздух
Музей русского импрессионизма, с 14 февраля

Кураторская концепция Натальи Свиридовой выстраивает экспозицию как энциклопедию визуальных стратегий эфемерных воздушных состояний: от классических светоносных полотен Константина Коровина и Игоря Грабаря до экспериментов «черного импрессионизма». Выставка, развернувшаяся на трех этажах футуристического здания-цилиндра, представляет около 160 произведений из 76 музейных и частных собраний по всей России. Но это не столько панорама русского импрессионизма как сложившегося художественного явления, а динамичный рассказ о том, как из кратковременного увлечения импрессионизм превратился в важнейший этап развития отечественной живописи, открывший путь к художественным экспериментам XX века. В диалог с ними вступает Ирина Корина: работы ее прапрадеда Алексея Корина также включены в экспозицию, а сама художница специально для выставки готовит масштабную инсталляцию, посвященную свету как физическому явлению.
Любовь в авангарде
Центр «Зотов», с 21 февраля

Эфемерность любовных состояний становится предметом исследования выставки «Любовь в авангарде», рассказывающей лавстори Михаила Матюшина и Елены Гуро, превративших личные отношения в художественный эксперимент. Их союз, начавшийся в 1900 году, стал воплощением нового типа творческого партнерства. Музыкант, композитор, художник и теоретик искусстваМихаил Матюшин и поэтесса и художница-кубофутуристкаЕлена Гуро создали модель взаимодействия, где личное и профессиональное становились единым пространством творчества. Трагическая судьба Гуро, умершей в 1913 году, не остановила развития их идей — Матюшин продолжал исследования в области теории цвета, восприятия и экспериментальной музыки, развивая концепции, рожденные в их совместном творчестве. Графика и живопись, фотографии, стихи, цитаты из мемуаров и писем: экспозиция центра «Зотов» исследует любовь Матюшина и Гуро не как биографический факт, но как метод художественного познания мира.
Текст: Алексей Каренин

Заглавная иллюстрация: Франциско Инфанте. Конструкция. «Пространство-движение-бесконечность». 1963-1965
Читайте также: