Ante scriptum
Что смотреть на фестивале «Дягилев. P. S.»: гид Masters Journal
6 ноября 2024
В пятнадцатый раз в Петербурге открывается фестиваль искусств «Дягилев. P. S». Он по-прежнему с полным правом носит марку «международный» и, что еще важнее, проделывает настоящую дягилевскую работу: в афише много новой музыки и новой хореографии. События фестиваля, среди которых спектакли, концерты, выставка и разговор на тридесять голосов, комментирует Татьяна Розулина.
Новый танец: взгляд снаружи
«Отель»
6 ноября, «Балтийский дом»
«Ночь. Архитектура бессонницы»
21 ноября, «Балтийский дом»

Китайский современный танец — очень молодое явление: еще двадцать лет назад в Поднебесной не были разрешены выступления частных трупп. Пришло время наблюдать, как столетняя западная традиция встречается с восточным мировоззрением. Хореограф Ли Син тоже очень юн: ему немного за 30, как танцовщик он стал звездой китайского телешоу Dance Smash, как постановщик прославился с компанией собственного имени. В спектакле «Отель» он выходит на сцену в роли одного из постояльцев, Профессора. С ним действуют Менеджер, Мадам, Любовница, Беременная, Пьяница, Горничная. Заманчиво усмотреть в «Отеле» нечто в духе «Ангела-истребителя» Луиса Бунюэля или вспомнить гостиничный антураж ленты «2046» Вонга Карвая. Большое кино все время ходит рядом, к тому же соавтор спектакля — Ехэй Танэда, художник «Убить Билла».
Как и Li Xing Studio, испанская Компания Рафаэлы Карраско выступит впервые в России. Ее основательница руководила Национальным балетом Андалузии, год назад удостоилась Национальной танцевальной премии Испании. Спектакль «Ночь. Архитектура бессонницы» Карраско придумала вместе с поэтом Альваро Тато. Это фламенко с аккуратной инъекцией современного танца — спектакль зрелищный и в то же время интровертный. Звучит испанская поэзия нескольких веков. Танцуют восемь женщин, и здесь хореограф тоже выходит на сцену в числе исполнителей.
спектакль «Отель» © Пресс-служба фестиваля «Дягилев P.S.»
Новый танец: взгляд изнутри
«Танцуем для Дягилева»
18 ноября, Александринский театр
«Литургия»
25 ноября, Александринский театр

Фестиваль предлагает каталог российской хореографии последних сезонов. Программа вечера «Танцуем для Дягилева» держится в тайне, названы лишь имена авторов и приглашенные труппы: «Балет Москва» и балет Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, он же МАМТ. Вот Максим Севагин, глава балета МАМТ — покажет ли он часть своего нового балета «Знаем благую весть»? Главный хореограф страны Вячеслав Самодуров — в концерте наверняка будет исполнен фрагмент его балета «Перигелий», сочиненного с композитором Владимиром Горлинским. Юрий Посохов, Кирилл Радев, Ксения Тернавская — угадывать программу бесполезно, к тому же аннотация сулит постановки, не включенные в текущий репертуар театров, а также тизеры грядущих премьер сезона. Вечер наверняка будет неоднородным, с неравноценными частями, но в этом и есть красота. Разве что название избыточно: это танцы не для Дягилева, а для нас и нашего времени, тоже неоднородного, корявого и сложного.
Прямое отношение к небесному покровителю фестиваля имеет «Литургия». Так назывался неосуществленный проект Дягилева — театральная транскрипция православного богослужения. Заказ получил хореограф Леонид Мясин, уговорить на сочинение музыки не удалось Игоря Стравинского. Сто лет спустя их место заняли Ольга Цветкова и Сергей Ахунов. Идея сохранилась: ощущения от литургии через современный танец и новую музыку. Танцует опытная петербургская труппа «Каннон Данс», высокий музыкальный класс гарантируют вокальный ансамбль Intrada и OpensoundOrchestra.
спектакль «Литургия» © Пресс-служба фестиваля «Дягилев P.S.»
Взгляд на Мейерхольда
Музыкальный мир Мейерхольда
8 ноября, Большой зал Филармонии
Казус Мейерхольда
21 ноября–6 апреля, Музей театрального и музыкального искусства

Театральный мир весь год вспоминает Всеволода Мейерхольда, который так и не поработал с Дягилевым, но параллельно с ним строил театр будущего на родине. 150 лет со дня рождения Мейерхольда фестиваль отмечает двухчастным концертом. Вначале фортепианная романтическая музыка, звучавшая в легендарных спектаклях «Учитель Бубус» и «Горе уму». За роялем Борис Березовский. В симфонической половине концерта — биография Мейерхольда как оперного режиссера, от «Тристана и Изольды» до «Пиковой дамы», а также музыка Шостаковича к мейерхольдовскому «Клопу» и фрагменты балета Прокофьева «Стальной скок», который юбиляру в свое время поставить не дали.
Каждый сезон фестивальная программа украшается большой выставкой в Петербургском театральном музее. Нынешняя называется «Казус Мейерхольда, или “Ревизора” хочется всегда». Ее придумали хозяйка фестиваля и директор музея Наталья Метелица и Ирина Климовицкая (обеим принадлежит прошлогодний хит, выставка «Суд Париса. Рождение богини»). Сенсацией выставки обещают стать мозаики по мотивам гоголевского «Ревизора», которые должны были украсить новое здание театра Мейерхольда, но режиссер был расстрелян, а театр перепрофилирован в храм музыки — Концертный зал Чайковского в Москве.
Алексей Гориболь приглашает
Вокальный театр Валерия Гаврилина
12 декабря, Капелла

Пианист, продюсер, куратор, златоуст, петербургский гений места Алексей Гориболь — постоянный участник «Дягилев P. S.». В новом фестивальном сезоне он возвращается к одному из своих любимых композиторов — еще одному genius loci печальных невских берегов. Валерий Гаврилин прожил всего 60 лет, в последние десять из них практически умолк, был официально признан при жизни, но по-настоящему его музыку, обманчиво простую и «народную», начали слушать не так давно. Во многом это заслуга Гориболя и его постоянных концертных партнеров.
На фестивале с ним выступят сопрано Олеся Петрова и Наталья Петрожицкая, а также баритон Борис Пинхасович. В программе две обескураживающие вещи — циклы «Русская тетрадь» и «Вечерок». Это именно вокальный театр без сцены и декораций (иногда и без внятного текста, одни междометия да прибаутки), инкарнация так и не написанных Гаврилиным опер. Музыка горькая и смешная в том же смысле, в каком Чехов назвал свою «Чайку» комедией. Чтобы не отравиться горечью, в интерлюдиях Гориболь вместе с Павлом Коноваловым играют в четыре руки фортепианные миниатюры Гаврилина.
балет «Сказки Перро» © Фото: Иван Мохнаткин / Урал Опера Балет
Балет
«Сказки Перро»
12 ноября, БДТ имени Товстоногова

Говорим «Дягилев» — подразумеваем «балет». На очередном фестивале имени Дягилева балет всего один, но важный. «Сказки Перро» екатеринбургский Урал Балет с шумом показал минувшей весной. Три композитора: петербургская дриада Настасья Хрущева, ее ученик Алексей Боловленков и сумрачный московский гений Дмитрий Мазуров. Три хореографа: Александр Меркушев и Константин Хлебников — подопечные Максима Петрова, для которого «Сказки Перро» стали манифестом нового руководителя одной из лучших балетных трупп страны. Курс Урал Балета не изменился: новая музыка, новая хореография, неожиданный взгляд на знакомые сюжеты. Изменилась подача: не искры во все стороны, как любил прежний худрук Вячеслав Самодуров, а спокойный и доверительный диалог со зрителями и о зрителях. Слово «сказки» обманывает: спектакль вовсе не для детей.
На другой день фестиваль устраивает паблик-ток о новой балетной музыке. Настал час: за последние десять лет российские театры наконец приняли как необходимость регулярные заказы живым композиторам. Один только Урал Балет работал с восемью из них, от Юрия Красавина до Владимира Горлинского. Все они, а также критики, хореографы и театральные директора, ожидаются среди участников разговора, каковых намечается три десятка. Это совместная затея «Дягилев P.S.» и Союза композиторов России — с прицелом на лабораторию нового балета и заказ сочинений для будущего сезона. Post scriptum в названии фестиваля становится все менее актуальным — затевается новая история, веселая и живая.
Текст: Татьяна Розулина

Заглавная иллюстрация: спектакль «Ночь. Архитектура бессонницы» © Пресс-служба фестивал «Дягилев P.S.»
Читайте также: