Есть свои плюсы
Что смотреть на фестивале «Дягилев+»: гид MJ
2 декабря 2023
В конце декабря Дягилевский фестиваль по традиции открывает в Перми свой камерный филиал. Афиша нового «Дягилев+» выглядит так, словно musicAeterna подводит семейные итоги 2023 года. Два спектакля собственного производства, немое кино с шумовым оркестром, французские струнные квартеты — почти домашние рождественские встречи, но с тихим ощущением тревоги, которого требуют искусство и текущий час.
YOUKALI
24 декабря, Завод Шпагина, литера А

В предыдущие сезоны героями Дягилевского фестиваля были поэты-модернисты Пауль Целан и Шарль Бодлер. Теодор Курентзис заказывал новые пьесы на их тексты, сам выступал композитором и режиссировал концерты, величаво называя их церемониями. Теперь цех Завода Шпагина, где проходили эти вечера, столь же величаво назван Домом Музыки, церемония превратилась в настоящий театральный спектакль, а его героем стал композитор-модернист — Курт Вайль, голос Веймарской республики, звезда берлинских кабаре, а потом и Бродвея.
Режиссер Анна Гусева воздвигла белый павильон, назвала его залом ожидания и вместе с хореографом Анастасией Пешковой населила танцующими пассажирами: спектакль стал дебютом танцевальной труппы musicAeterna Dance. Они ожидают отправления в страну Юкали: название спектаклю дала песня на музыку «Танго-хабанеры» Вайля, написанную в 1934-м. В том же году в советском фильме «Марионетки» героиня со сцены кабаре предлагала забыть неудачи и уехать в «алмазно-знойный Парагвай, страну влюбленных и монахов». Юкали — тот же спасительный Парагвай, только на реальной карте мира этой страны нет, и любви тоже нет, только мечты. Пассажиры томятся, призрачный вокзал рождает чудовищ. Транскрипции песен Вайля разной степени радикальности сделала артель фестивальных композиторов: Алексей Сюмак, Алексей Ретинский, Андреас Мустукис, немецкий электронщик FM Einheit, некогда игравший в группе Einstürzende Neubauten, а также Вангелино Курентзис и его брат, член Союза композиторов Санкт-Петербурга.
спектакль «YOUKALI» © Фото: Агата Прокопенко
«Дуо»
26 и 27 декабря, Завод Шпагина, литера А

Совместный спектакль musicAeterna и фестиваля Context. Diana Vishneva. Хозяйка последнего уже десять лет делает важное и не сулящее быстрых дивидендов дело — дает сцену начинающим российским хореографам. Спектакль как раз поставил один из призеров фестиваля, теперь уже очень опытный и плодовитый Павел Глухов.
«Дуо» со всех сторон выглядит авантюрой. Танцевальное тело спектакля обрамляют пролог и эпилог Алексея Ретинского для фортепианного трио, электроники и ансамбля musicAeterna Folk. Основная часть — 45-минутный женский дуэт, очень редкий и коварный жанр: сложных поддержек и других элементов дуэтного танца не включить, контрастов добиться трудно, высечь смыслы и уберечься от вульгарности еще труднее. Наконец, партнершей по сцене Диана Вишнева избрала равную и на себя не похожую — Дарью Павленко, некогда соперницу по сцене Мариинского театра, а теперь артистку вуппертальского Танцтеатра Пины Бауш. Павленко — балерина-панк, и ее соло — одно из сильнейших впечатлений спектакля. Это не бенефис двух звезд, решивших выйти из хрустального дворца и прогуляться в темный лес современного танца. В лесу они как дома, им обеим давно наскучили дворцы. В «Дуо» они словно ищут новых себя, оглядываясь на собственный опыт и друг на друга.
© Никита Чунтомов
Кино и квартет
25 декабря, Частная филармония «Триумф»

Рождественский вечер начнется выступлением струнного квартета musicAeterna. Квартет Клода Дебюсси, его относительно раннее сочинение, расцветает нотными ремарками animé et très décidé, doucement expressif, très mouvementé et avec passion — оживленно, нежно, выразительно, со страстью — очень по-французски, но потом Дебюсси и французы так писать уже не будут. Квартет Мориса Равеля острее, суше, строже, но звучит столь же изысканно, а во второй части предновогоднее российское ухо наверняка уловит тему песни «Звенит январская вьюга».
Тем же вечером на большом экране «Триумфа» показывают «Мою бабушку», ленту Котэ Микаберидзе 1929 года. Идея старая, если не сказать архаичная: пустить эксцентричную немую фильму с новым live-саундтреком — его готовит петербургская команда Saraf, предпочитающая «нойз, дроун-эмбиент и ритуальные практики» и поэтому не первый раз работающая во владениях Теодора Курентзиса. Важен фильм: «Моя бабушка» — ультра-Маяковский, советский сюрреализм, где живые люди общаются с мультяшными, камера делает простого рабочего супергероем-великаном и, как в настоящем искусстве сюрреализма, смешное и причудливое есть одновременно жуткое и жестокое. Картину запретили как троцкистскую и сняли с полки только сорок лет спустя, сильно изумившись. Что до бабушки — никакой старушки в кадре, конечно же, нет, это бабушка, которая надвое сказала, которой на тебе и Юрьев день, которая моложе тебя выглядит.
Текст: Татьяна Розулина

Заглавная иллюстрация: спектакль «Дуо» © Фото: Юлия Михеева
Читайте также: