Что смотреть на Зальцбургском фестивале, не выходя из дома
Гид по ключевым трансляциям
29 июля 2020
1 августа открывается Зальцбургский фестиваль — в этом году старейший и самый статусный музыкальный форум планеты пройдет в сотый раз. Зальцбург–2020 станет единственным крупным художественным форумом, который пройдет нынешним летом: на фоне отмены фестивалей в Экс-ан-Провансе, Авиньоне и Амстердаме даже сокращенная из-за пандемии программа австрийского форума выглядит подтверждением его исключительного положения на европейской культурной сцене. Проведение столь масштабного события сделали возможным благоприятная эпидемиологическая обстановка в Австрии и смелость фестивальной дирекции: организовать сто десять мероприятий на восьми площадках, при этом продумав логистику так, чтобы контакт зрителей друг с другом был минимальным — задача чрезвычайно сложная и рискованная. Из десяти оперных названий в афише остались только два, все мероприятия будут идти без антракта, зрителей рассадят в шахматном порядке, а музыканты будут вести дневник социальных контактов и проходить тестирование на COVID-19 несколько раз в день. Еще одно заметное отличие от фестивалей прошлых лет — в том, что наблюдать за ключевыми событиями форума можно будет из любой точки земного шара: впервые в истории большинство из них покажут в прямом эфире. О главных премьерах и трансляциях Зальцбурга–2020 — Денис Великжанин.
«Электра»
1 августа, 18:00, Mezzo (прямая трансляция)

«Электра» — знаковое для Зальцбурга название: ее авторы, композитор Рихард Штраус и либреттист Гуго фон Гофмансталь, стояли у истоков фестиваля. К тому же одна из важнейших опер ХХ века идеально подходит для исполнения на пост-пандемической сцене: одноактная «Электра» длится около ста минут, а хор в ней появляется лишь ради нескольких реплик под занавес. Парадоксально, но за последние двадцать лет «Электру» ставили в Зальцбурге всего трижды — в 1995-м, на Пасхальном фестивале, в постановке Клаудио Аббадо и Льва Додина, в 1996-м, с Лорином Маазелем за дирижерским пультом и с прощальным бенефисом Леони Ризанек-Клитемнестры, и в 2010-м, под управлением Даниэле Гатти с Ирен Теорин. Впрочем, новую зальцбургскую «Электру» будут сравнивать скорее с недавней фестивальной постановкой другой оперы Штрауса — «Саломеи»: два года назад спектакль Франца Вельзера-Места и Ромео Кастеллуччи стал одной из главных удач эпохи Маркуса Хинтерхойзера, открыв новую суперзвезду — сопрано Асмик Григорян. Этим летом Вельзер-Мест и Григорян вновь встретятся в Зальцбурге — в «Электре» певица выступит в партии Хрисофемиды, и есть все основания полагать, что стихийность и эмоциональная теплота вокала Григорян замечательно подойдут к этой роли.
Репетиция спектакля «Электра» © SF/Bernd Uhlig
Вместе с ней на сцену Скального манежа выйдет еще одно литовское сопрано — выступление Аушрине Стундите в заглавной партии должно стать одним из ключевых событий фестиваля–2020. Стундите — выдающаяся поющая актриса, обладательница беспредельного по объему и диапазону драматического сопрано с красивым бархатистым тембром. За партию Электры она берется впервые, но, судя по тому, как блистательно два года назад она исполнила «Саломею» в Венской опере, от этого дебюта стоит ждать очень и очень многого: тогда Стундите поразила точностью попадания в характер героини — ее Саломея была исступленной, но не истеричной, истовой, но не припадочной, эротичной, но не развратной. Эффектной должна получиться и ее очередная встреча с Кшиштофом Варликовским — в прошлом сезоне они уже работали в Париже над «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича. Еще один фаворит Маркуса Хинтерхойзера возвращается в Зальцбург через два года после сенсационного успеха его «Вакханок» Хенце, поставленных в том же Скальном манеже — в 2018-м Варликовскому удалось превратить не самое популярное название современного оперного репертуара в коронку фестивальной программы. Для того, чтобы подготовиться к «Электре», имеет смысл освежить в памяти прошлогоднюю постановку «Саломеи», выпущенную польским режиссером в Баварской опере.
«Так поступают все»
2 августа, 18:00, ARTE (прямая трансляция)

В последние годы второй части трилогии Моцарта–Да Понте отчаянно не везло в Зальцбурге: постановки, выпущенные в 2006-м Карлом-Эрнстом Херманном и в 2016-м Свеном-Эриком Бехтольфом были одна унылее другой, а версия Клауса Гута (2009) значительно уступала его же «Свадьбе Фигаро». Теперь за «Школу влюбленных» берутся дирижер Йоана Мальвиц и режиссер Кристоф Лой, который изначально должен был ставить в этом году «Бориса Годунова» Мусоргского. Этому тандему придется решить сразу две непростые задачи: реабилитировать «Так поступают все» для фестивальной публики, попытавшись разгадать загадки самой печальной из моцартовских буфф — и адаптировать партитуру для новой театральной реальности. Как и все события Зальцбурга–2020, «Так поступают все» пройдет без антракта — а это значит, что над премьерой Мальвиц и Лой работали с ножницами и клеем в руках: о каких именно купюрах идет речь, пока неизвестно, но обещано, что спектакль будет длится два часа десять минут. Так или иначе, нас ждет встреча с «режиссерской версией» оперы Моцарта, в которой с помощью купюр будет фактически заново выстроена драматургия и расставлены неожиданные смысловые акценты — было бы странно ожидать от интеллектуала Лоя бездумных сокращений, продиктованных одной лишь практической необходимостью.
Репетиция спектакля «Так поступают все» © SF/Monika Rittershaus
В новейшую историю Зальцбургского фестиваля главным душеприказчиком Моцарта уже вошел Теодор Курентзис, но ахиллесовой пятой его «Милосердия Тита» (2017) и «Идоменея» (2019) оставался кастинг певцов-солистов — как правило, отвечавших замыслу режиссера Питера Селларса, но не всегда соответствовавших требованиям моцартовского стиля. В этом смысле «Так поступают все» примечательны как раз сбалансированным (и очень молодым) вокальным ансамблем во главе с Эльзой Драйсиг, Марианной Кребассой, Андре Шуэном и Богданом Волковым. Соседство Драйсиг и Кребассы в квартете протагонистов гарантирует, что спектакль запомнится двумя крайне индивидуализированными образами сестер Фьордилиджи и Дорабеллы: 29-летняя Драйсиг известна приятным, но не выдающимся по своей красоте тембром и подчеркнутой театральностью пения, 33-летняя Кребасса обладает голосом более интересным по тембру и поет в старой манере, напоминающей манеру великих французских сопрано прошлого поколения. Вокал 36-летнего Андре Шуэна (Гульельмо) не слишком детализирован, но благородство тембра и точность в исполнении авторских указаний в сочетании со сценичной внешностью делают его одним из лучших моцартовских баритонов наших дней. Героем спектакля уже заочно выглядит 30-летний Богдан Волков — делающий феноменальную мировую карьеру наследник традиции русских лирических теноров. Элегичность, отличающая пение Волкова, идеально совпадает с замыслом режиссера: «Так поступают все» для Лоя — опера о торжестве меланхолии.
Игорь Левит играет все фортепианные сонаты Бетховена
3-21 августа, 21:30, ARTE Concert
Игорь Левит © Peter Meisel
Столетие фестиваля совпало в этом году с 250-летием со дня рождения Людвига ван Бетховена. Комментируя прошлой осенью только что объявленную афишу Зальцбурга–2020, интендант Маркус Хинтерхойзер заметил, что юбилей Бетховена будет праздноваться по всему миру, а вот столетие австрийского форума можно отметить только в Зальцбурге — дескать, не удивляйтесь, если не заметите особенного бетховенского акцента в программе. На самом деле интендант форума лукавил: полновесным оммажем композитору выглядит уже хотя бы цикл из восьми концертов, в которых Игорь Левит исполнит все его 32 фортепианные сонаты. На большой музыкальной сцене о Левите всерьез заговорили в 2013 году, когда 26-летний пианист выпустил на Sony Classical удивительно зрелую запись пяти последних сонат Бетховена, за которой последовали получившие успешную прессу «Диабелли-вариации». Полный бетховенский цикл Левит записал год назад: его трактовки поражают своей открытой, беззастенчивой виртуозностью — все темпы подчеркнуто сдвинуты с сохранением и логики формы, и связей между частями. В исполнении Левита трудно найти проникновенность и то, что принято называть эмоциональной глубиной, но зато темперамента, азарта и бравурного блеска здесь с избытком — слушая его игру, вспоминаешь, что в свое время сам Бетховен получил известность в Вене прежде всего как виртуозный импровизатор, поражавший как смелостью и фантазией, так и выдающейся техникой.
Риккардо Мути дирижирует Девятой симфонией Бетховена
15 августа, 21:15, 3sat
17 августа, 21:30, ARTE Concert

Девять бетховенских симфоний уже звучали на фестивале в 2018-м — в исполнении Теодора Курентзиса и оркестра musicAeterna. Центральный бетховенский концерт симфонической программы нынешнего года доверен Риккардо Мути и Венскому филармоническому оркестру, причем состав солистов для финальной части — Асмик Григорян, Марианна Кребасса, Даниэль Йохансон и Джеральд Финли — выглядит чрезмерным даже по меркам Зальцбурга.
Текст: Денис Великжанин

Заглавная иллюстрация: Фестивальный комплекс на улице Хофстальгассе, Зальцбург © SF/Kolarik
Читайте также: