Бесценный жребий
Что смотреть на ярмарке |catalog| — гид Masters Journal
5 декабря 2024
Пузырчат мир современного искусства. И речь даже не об уязвимости или раздутости пузырей, из которых он сложен, а об ограничениях и предубеждениях, которые, как ни крути, крепнут, не позволяя в ближнем своем рассмотреть достойного коллегу. Тот слишком юн, тот набил оскомину, тот не видит дальше Садового кольца, а этот не представляет, на чем держится нынче contemporary, тот недостаточно левый, а этот просто не прав. В общем, каждый кулик кует свое счастье. Разомкнуть герметичные оболочки локальных художественных процессов, восстановить прозрачность в сфере, в которой нет хуже напасти, чем замыленный взгляд, и консолидировать наконец сообщество амбициозно взялась АГА — основанная московскими галеристами в 2020 году Ассоциация галерей. Кроме того, АГА ставит перед собой задачи включить российское искусство в международный контекст (членство в Федерации Европейских Ассоциаций Галерей уже есть) и выстроить отношения с государством, в частности с государственными музеями, — насколько жизнеподобны эти цели сегодня, конечно, тот еще вопрос.
С 2023 года АГА организует ярмарку |catalog|, чтобы на практике и во всеуслышанье отстаивать свои интересы и ценности. Организаторы подчеркивают, что проект отличается от других российских и зарубежных ярмарок горизонтальным, демократичным подходом. Всем галереям-участникам предоставлены равные возможности: стенды в Первой образцовой типографии распределяются с помощью жеребьевки, а не по праву старшинства или успеха на рынке искусства. Если в весенних выпусках (впрочем, пока он был только один) галеристы показывают своих звезд, то в зимних должны знакомить публику и арт-профессионалов с новыми именами, поддерживая таким образом новичков, молодых художников и тех, кто по какой-то причине оказался в слепой зоне. Свежим талантам, точнее Fresh Talents (на этот раз из Школы Родченко) на |catalog| как всегда содействует «Мясной дом Бородина» — большой эксперт в коллаборациях духа и плоти. Такие условия не только стимулируют индустрию, но и напоминают о ее непосредственной связи с искусством, встреча с которым всегда сопряжена с поисками и, главное, счастливыми нечаянными находками. При составлении этого гида было принято решение сохранить принцип непредсказуемости и случайности — мы не просто рассказываем, что смотреть, что покупать, а достаем интересные стенды буквально «из шапки». Организаторы ярмарки, используя книжную метафорику, называют |catalog| «кратким содержанием времени», — если это так, то библиомантия нам в помощь, ответ на странице…
[1.20]
Московская SISTEMA GALLERY, которой едва исполнилось два года, равномерно распределяет немалый пул своих художников между Cosmoscow, Contemporary Istanbul и гонконгской Art Central. В декабрьском |catalog| принимает участие сразу пять авторов. Среди них — недавняя ученица Владимира Дубосарского Даша Мальцева (1994), чьи работы уже появлялись на весеннем выпуске ярмарки. Художница показывает узнаваемые барочно-избыточные китч-фантазии на темы Ван Дейка и иже с ним: адские гончие, кричащие краски, тоска по прекрасной эпохе — где-то между габсбургской инквизицией и зловеще-тяжелым люксом нулевых. Иного рода пассеизм Кристины Павловой (1992), которая продолжает работать с «домашним» хрусталем, превращая его в неясно скомбинированные, словно память, «Обмылки». Как и Катя Шинкарева (1987), представленная на ярмарке абстрактной генеративно-тягучей живописью, Павлова выставляется на стенде SISTEMA GALLERY впервые. Художники, чей послужной список внушительнее, — Алена Кирцова (1954) и Руди Молачек (1948). Кирцова, известная в первую очередь живописными работами, на этот раз выставляет ассамбляжи: не «обмылки», но черепки и осколки — тоже своего рода формы воспоминаний. У Молачека — автора из Австрии, живущего в Германии, — абстрактная, но тоже «автобиографическая» живопись.
Иван Симонов. Узоры. 2024
[2.43]
В фокусе галереи БИЗОN, появившейся в Казани в 2018 году, авторы из Татарстана, Башкортостана, Удмуртии, Марий Эл и даже впечатлившиеся Поволжьем москвичи. К последним относится, например, уличный художник Иван Симонов (1991), чью персональную выставку «Острое ощущение реальности» можно увидеть сейчас в БИЗОNе. Есть у Симонова и коллаборация с фотографом и художником Максимом Агафоновым (1997) — новым резидентом галереи и новичком на |catalog|, сосредоточенным на исследовании исчезающих деревень и этнокультурной идентичности Удмуртии. Другой представленный на стенде автор, Ленар Ахметов (1981), переосмысляет мусульманские шамаили, переводя их в регистр светских поп-артистских объектов в экспериментальной технике «нурани» (стекло, фольга, голографическая пленка). Ринат Миннебаев (1964) остается верен бумаге ручного литья и создает объемные карты из переработанной макулатуры, — техника не то чтобы традиционная, однако не лишенная некоторого налета аутентичности. Здесь же классик так называемого марийского этнофутуризма Измаил Ефимов (1946) — автор герба республики, а в прошлом и соцреалистических полотен, хранящихся, помимо прочего, в собрании Русского музея. БИЗОN презентует его работы последних десятилетий: главным образом это абстрактная живопись, в которую включены «сакральные» марийские орнаменты. В общем, куда ни глянь — Foreigners Everywhere.
[2.51]
Галерей из Петербурга на |catalog| немного. Одна из пяти — основанная в 2019 году MYTH Gallery — презентует персональный стенд Вадима Михайлова (1979). На местной арт-сцене художник заметен, и для галереи он скорее хэдлайнер, а не новичок: за плечами несколько сольных выставок и собственный стенд на ярмарке «1703». Работы, привезенные на |catalog|, узнаются — Михайлов продолжает работать в технике сграффито, процарапывая левкас и красочную поверхность, нанесенные поверх таких профанных основ, как советский ковер или плащ-палатка. Другая представленная серия — ассамбляжи с киотами, внутри которых найденные объекты, личные реликвии, поросль макабрических смолистых букетов. Ворожба, вандализм и лубок — ритуальный треножник Михайлова.
[2.37]
Галерея «Арка», существующая во Владивостоке с 1995 года, — не только старожил дальневосточной арт-сцены, но и опытный игрок на международных выставках и ярмарках. На нынешнем выпуске |catalog| галерея представляет как давних резидентов, так и новых участников. Среди первых — фотограф и видеограф Глеб Телешов (1966) и художница Елена Никитина (1962). Антон Бубновский (1973), сотрудничающий с «Аркой» с 2009 года, продолжает развивать свой летний проект «Иногда банан — это не просто банан» о построении нового (цифрового) общества на руинах прежнего. Действительно, дигитальный банан, в отличие от каттеланновского, съесть не так просто. С недавних пор «Арка» представляет фотографа и живописца Артура Удовенко (1992): публика могла видеть его работы в октябре на Cosmoscow. Однако главный сюрприз стенда — художница Ирина Епифанова, известная также как Tigerlover. Как и Удовенко, Епифанова (1991) работает с иронически-кислотным наивом. Источники ее художественной образности — стрит-арт, ранние видеоигры, микс европейской и азиатской культур. Сама художница называет свои работы «размышлениями о фундаментальных основах человеческой жизни» и «путем к счастью и покою». Важное условие: чтобы по-настоящему проникнуться, необходимо синхронизировать вайбы.
Сергей Шутов. Андроид
[1.11]
С самого основания в 2011 году московское Агентство.ArtRu (или Agency.ArtRu) выстраивает диалог между нонконформистами и современными авторами. Обмен художественными мнениями на заданную тему обусловил концепцию стенда и на нынешней ярмарке. Агентство показывает Сергея Шутова (1955), Лану Морозову (1990) и Сашу Крылова (1999) — художников разных поколений, работающих с разными медиумами, но одинаково восприимчивых к Интернет- и игровой эстетикам. Шутов, пионер отечественного медиаискусства и рейва, уже не первый год включает «детских» персонажей, словно бы срисованных из советских книжек, в психоделические полотна с андроидами, которых придумал в соавторстве с искусственным интеллектом. Морозова переводит дигитальный Tumblr в керамику и текстиль, придавая материальность (или возвращая ее?) онлайн-дневникам, мемам и прочим визуальным формам репрезентации эмоциональных состояний. Слиянию повседневности и виртуальных пространств посвящены объекты и Крылова: пейзажи, выполненные в смешанной технике, снабжены хелфбарами, то есть элементами игрового интерфейса, показывающими силу или жизнеспособность того или иного персонажа. Таким образом художник предлагает новую, игровую оптику восприятия природных явлений, катаклизмов и в целом любых событий — ничто не вечно под алюминиевой луной, окрасится пламбоб багрянцем.
[2.49]
Нижегородская (а с недавних пор и московская) FUTURO Gallery также задала тему своему стенду. Центральным образом стала пещера во всем многообразии ее значений — это аллегория иллюзорности познания мира, локус легендарных персонажей вроде хозяйки Медной горы, источник хтонических сил, изнанка человеческого мира, вынужденная или добровольная изоляция. Впрочем, помимо социокультурных напластований, каждый художник стенда исследовал вполне конкретные пещеры. Андрей Бергер (1986), чья выставка «Нет места, где времени нет» только что закончилась в Нижнем Новгороде, черпает вдохновение из алтайской пещеры Тут-Куш. Для него подземная полость становится метафорой убежища, поиск которого оборачивается не спокойствием, а тем же изнурительным, доведенным до предела безвременьем, царящим снаружи. Артем Брюхов (1988) занимается «фантастической археологией» и в составе садового товарищества «РИФ-111» (бывшее сообщество художников SWO) сквоттировал домик у подножья пещерного города Тепе-Кермен близ крымского Бахчисарая, — получаются у художника так называемые «неуместные артефакты», объекты, инспирированные в равной степени раннесредневековыми формами и тоской «неохиппи» по стабильному интернет-соединению. Даня Пирогов (1996) — недавний выпускник Открытых студий Винзавода и новичок FUTURO Gallery. В прошлом году он участвовал в резиденции AIR FUTURO и исследовал пещеры и карстовые провалы на юге Нижегородской области. В ходе и по следам такого подземного погружения появились графика и объекты из грубых нехудожественных материалов, — свидетельства новых темных мифологий.
[1.24]
«Следы невиданных» оставляет и созданная в 2019 году в pop-up формате московская Grabar Gallery. Концепция стенда предполагает поиск ответа на вопрос, не разучились ли мы, живя в эпоху постправды и спотыкаясь среди потоков информационного шума, искренне удивляться? Отвечать предстоит как известным художникам — Саше Нестеркиной (1990), Николаю Онищенко (1979) и Александре Паперно (1978), — так и вступившим на большую арт-сцену недавно Анне Быстровой (1994) и Юлии Вирко (1994). Последние занимаются преимущественно живописью. Кроме нее, их объединяет интерес к биоморфным формам, символистской палитре, призрачным сюжетам. Нестеркина подготовила металлическую «елку», а Онищенко представлен живописными и графическими сериями, созданными на основе цифровых изображений природы. Работа Паперно могла бы называться «Белое на белом», однако ее название — и оно тут же расставляет все на свои места — «Здесь стояло пианино». Удивительное совсем не обязательно изобилует тяжеловесными концепциями.
Николай Онищенко. Из серии «Перевал». 2018
[2.54]
11.12 GALLERY, основанная в Москве в 2005 году, презентует на |catalog| также тематический — новогодний — стенд. Галерея, стоящая у истоков АГА, принимала участие в самой первой ярмарке Ассоциации — «Маленькой зимней ярмарке», устроенной на Винзаводе в конце 2022 года. Ярмарочный замысел с тех пор заметно изменился, однако 11.12 GALLERY по-прежнему старается придерживаться «подарочной» концепции. Есть здесь изображения застолий из серии «Испортившиеся фото», созданные Владимиром Мариным (1984) из металлических пластин, и ироничные объекты из художественно-имитированной красной и черной икры — новые работы Василия Слонова (1969), все еще находящегося под домашним арестом. Алексей Алпатов (1968) и Анна Селина (1990) в свойственной им гиперреалистической манере переосмысляют городские пейзажи и живопись мастеров прежних эпох. Молодой автор стенда — Марина Пчелякова (1995), с которой галерея начала работать в этом году и чьи по-своему сюрреалистические и наивные работы уже были показаны на Cosmoscow. Несмотря на «неоинфантилистский» колорит и, казалось бы, незамысловатые сюжеты, живопись и графика Пчеляковой пронизаны тревогой и страхом. Сложно сказать, действительно ли экспозиция стенда выдерживает именно праздничное настроение, — скорее, перед нами па-де-де на вулкане.
Случайная выборка, случайный маршрут, случайно открытая страница — и все же они демонстрируют общие тенденции. Это, во-первых, создание концептуальных, кураторских стендов, которые все больше напоминают не магазинные секции, но более-менее полноценные выставочные проекты. Во-вторых, тематический диапазон, с которым работает большинство художников: направо пойдешь, память разбудишь и переосмыслишь сакральные образы; налево — встретишь электроовцу вне футурологического проекта; прямо — угодишь в сонный неопримитив. Конечно, этими маршрутами мир идей и вещей современного российского искусства не исчерпывается. Возможность убедиться в этом в ограниченное время и на компактной площадке — одно из достоинств каждой ярмарки.
В нынешнем выпуске |catalog| принимает участие пятьдесят пять галерей, тридцать из которых входят в АГА: одни заложили основы российского арт-рынка, другие появились совсем недавно, буквально в прошлом году. Миссия ярмарки не сводится лишь к проявлению актуальных тенденций и знакомству публики с новыми именами. |catalog| позиционируется как профессиональный инструмент, развивающий комьюнити галеристов и коллекционеров. В рамках образовательной программы ярмарка представляет платформу для обсуждения наиболее актуальных вопросов рынка: от принципов ценообразования и новых подходов к коллекционированию (в этом году особое внимание уделено инструментам, помогающим собирать тиражное печатное искусства) до перспектив локальных художественных сцен и выработки стандартов профессиональной этики.
Текст: Галина Поликарпова

Заглавная иллюстрация: © Вадим Михайлов. Киот с космическими священными регалиями 2. 2024


Читайте также: