Остров острову здесь рознь, и выбирать есть из чего. Лидо с роскошными пляжами, Бурано, где всем вирусам назло продолжают плести небесной прелести кружева, Мурано, где обосновались стеклодувы и художники по стеклу… В наш город, в котором выбор острова определяет в жизни горожан немало вплоть до того, будете ли вы коротать белую ночь перед разведенным Благовещенским мостом, не успев на родной Васильевский, — или все-таки переберетесь по Троицкому на Петроградку, и там, без спешки, спокойно встретите рассвет в баре возле дома, — привезли коллекцию работ из стекла, выполненных по заказу знаменитого муранского Фонда Беренго. Как это ни удивительно, на Мурано, где в каждом закоулке стеклодувная мастерская или лавка с симпатичными ожерельями и замысловатыми вазами, ко всему прочему есть живущий на свой лад арт-центр. Фонд Беренго приглашает художников — и звезд, и тех, чья слава еще впереди, — поработать в своей стеклодувной мастерской. Приглашаются все: и те, кто имел дело с этим материалом, и совсем далекие от декоративно-прикладных ремесел. Идея связать технологии производства и обработки стекла с современным искусством зародилась на Мурано еще сто лет назад. С тех пор много кто пытался попробовать себя в этом художественном эксперименте — и в последнее время Фонд Беренго в нем преуспел. Уже больше двух десятилетий он проводит большие выставки работ, выполненных в его мастерской, начав в 2008-м с экспозиции в Палаццо Кавалли-Франкетти — дворце в самом центре Венеции, его штаб-квартире. Так начинался Glasstress. Тогда выставку приурочили к биеннале, включив ее в параллельную программу. Впоследствии Фонд Беренго неоднократно участвовал в биеннале, а также гастролировал по всему свету, показывая свои проекты в Бейруте, Дордрехте, Лондоне, Нью-Йорке, Риге, Стокгольме. Тони Крэгг, Роберт Уилсон и Заха Хадид, сотрудничавшие с фондом, сделали персональные проекты, Эрмитаж подключился к этой истории не один год тому назад — и вот теперь Главштаб на пару месяцев оккупирован объектами и скульптурой из стекла на все вкусы.