От Линча до Кифера: плов, бунт, цветы
8 главных выставок–2025 — гид Masters Journal
19 января 2025
Ансельм Кифер: Куда исчезли все цветы
Музей Ван Гога и Стеделейк-музей, Амстердам
7 марта–9 июня

В 1963 году восемнадцатилетний Ансельм Кифер получил студенческую стипендию, чтобы отправиться во Францию и Голландию по следам Винсента Ван Гога. В 2025 году Киферу исполняется восемьдесят лет — и его рисунки, созданные во время того путешествия, наконец-то встретятся с полотнами кумира. В Стеделейке экспозиция продолжится: Кифер представит новые монументальные работы, в том числе более чем двадцатиметровую инсталляцию, давшую название всему проекту. Вопросом, куда исчезли все цветы, задавались многие: американский фолк-музыкант Питер Сигер, сочинивший одноименную балладу под впечатлением от колыбельной из шолоховского «Тихого Дона», Марлен Дитрих, которая принесла этой антивоенной песне мировую славу, другие исполнители, в том числе поющие на русском языке. Грандиозная работа Кифера, вдохновленная этой композицией и мрачным «Пшеничным полем с воронами» Ван Гога, не только без цветов чествует мастерство художника-юбиляра, но накануне восьмидесятилетия окончания Второй мировой войны в очередной раз напоминает о ее катастрофах. После показа в Амстердаме проект будет адаптирован для Королевской академии художеств в Лондоне.
Трейси Эмин: Секс и одиночество
Палаццо Строцци, Флоренция
16 марта–20 июля

Название выставки Трейси Эмин емко очерчивает круг тем, к которым обращается одна из ярчайших представительниц «Молодых британских художников» последние тридцать лет. Автор работ «Моя кровать» (1998), «Все, с кем я когда-либо спала 1963–1995» (1995) и «Знание моего врага» (2002), по-прежнему обескураживающе открыто обсуждает в своей практике влечение, уязвимость, боль и непрекращающуюся вот уже несколько лет борьбу с раком. В последние годы Эмин была удостоена всевозможных титулов за заслуги перед британским искусством, провела трансисторические парные выставки, на которых ее работы соседствовали с живописью и графикой Эгона Шиле (Музей Леопольда, 2015) и Эдварда Мунка (Королевская академия художеств, 2020), — однако большой ретроспективный показ в Италии, как ни удивительно, случится у художницы впервые только в этом году.
Трейси Эмин. Hurt Heart (2015) © Tracey Emin/White Cube — George Darrell
Париж Нуар. Художественные движения и антиколониальное сопротивление 1950–2000
Центр Помпиду, Париж
19 марта–30 июня

Хронологические рамки экспозиции подсказали два французских журнала: основанный в 1947 году панафриканский Présence africaine, у истоков которого стояли сюрреалисты, и выходивший с 1991 по 2001 год прогрессивный Revue Noire. Первый был важной платформой для обсуждения африканской культуры и борьбы за независимость, интересы второго распространялись от современного искусства и литературы темнокожих авторов до проблем африканских городов и эпидемии СПИДа. Выставка — одно из последних событий перед закрытием Центра Помпиду на реконструкцию — не только расставит новые акценты, осмысляя роль Парижа как транскультурного центра, но и представит работы художников африканского происхождения, до сих пор не известные широкой публике. В Бельгии тем временем будет открыт гастролирующий проект «Когда мы видим себя» — масштабный показ так называемой черной живописи, созданной с 1920-х годов по наши дни. Есть с чем сравнить.
Дэвид Линч: В огне
Центр современного искусства DOX, Прага
24 апреля–2 ноября

Дэвид Линч — мастер, поймавший не только самую большую трансцендентальную рыбу, но и дух времен. Для нескольких поколений он стал наставником, показавшим путь к жизни в искусстве. У кого из нас нет истории, связанной с ним? Есть она и у столицы Чехии, куда Линч приезжал с композитором Анджело Бадаламенти записывать музыку к фильмам «Синий бархат», «Шоссе в никуда» и «Малхолланд Драйв». Кроме того, режиссер и художник давно «породнился» с Францем Кафкой, которого пусть так и не экранизировал, однако не переставал интерпретировать в кино, живописи и графике. В 2024 году художественные работы Линча были показаны в Центре современного искусства DOX на выставке KAFKAesque. Большая сольная ретроспектива этого года, объявленная буквально за несколько дней до ухода Линча, невольно станет и прощанием с ним, и его собственным завещанием-головоломкой.
Дэвид Линч. Второй сон Боба (2011) © David Lynch/DOX
Венецианская архитектурная биеннале
Венеция
10 мая–23 ноября

19-ая Венецианская архитектурная биеннале не ограничится лишь архитектурой. Искусство, инженерия, биология, социальные и политические науки, анализ данных и другие дисциплины станут неотъемлемой частью события, тему которого куратор и архитектор Карло Ратти обозначил как «Интеллект. Естественный. Искусственный. Коллективный». Последнее слово особенно важно: впервые в истории венецианской архитектурной выставки был объявлен опен-колл, позволивший практикующим архитекторам, исследователям, активистам и всем тем, кто готов экспериментировать ради лучшего будущего, подать заявку на участие в публичной программе. Команда Карло Ратти также выступила с манифестом экономики замкнутого цикла, подчеркнув, что цель нынешней социально вовлеченной биеннале доказать, что «архитектура и искусственная среда могут гармонично сосуществовать с нашей планетой, устраняя отходы, обеспечивая оборот материалов и восстанавливая природные системы».
Сезанн в Жа де Буффан
Музей Гране, Экс-ан-Прованс
28 июня–12 октября

Отшельником и упрямцем из Экса прозвали Поля Сезанна еще при жизни. Неудивительно: в Экс-ан-Провансе он родился, вырос, брал первые уроки живописи, дружил с Эмилем Золя (пока тот не опубликовал свой роман «Творчество»), упорно работал, умер внезапно. Именно виды «древнего» французского города у горы Сент-Виктуар, краски его земли, зелени, неба, по мнению искусствоведов, подтолкнули художника к революционным наблюдениям и живописным открытиям. Купленное же отцом поместье Жа де Буффан почти на сорок лет стало для Сезанна своего рода художественной обсерваторией. На выставке в Музее Гране будут представлены работы, связанные с этим домом, его окрестностями, гостями и хозяевами. Само поместье откроется летом после реставрации и, как и последняя мастерская Сезанна на холме Лов, будет доступно для посещения.
Бухарская биеннале
Бухара
5 сентября–20 ноября

Формат биеннале для Узбекистана не нов: с начала 2000-х здесь проходит биеннале в Ташкенте, с каждым годом, впрочем, все менее заметная. Первое же событие такого рода в Бухаре — пленительном городе-музее — безоговорочно претендует на международный масштаб. Тема междисциплинарного проекта «Рецепты для разбитых сердец» (и это, кроме шуток, в первую очередь рецепт плова Абу Али ибн Сины) подсказывает, что к современному искусству американская куратор Диана Кэмпбэлл добавит щедрую щепотку кулинарного мастерства и местных ремесел. Среди объявленных участников-художников звезды со всего света — Энтони Гормли, Субодх Гупта, коллективы Slavs and Tatars и Pakui Hardware. Стоит отметить, что Центральная Азия в этом году богата на долгожданные старты: в Узбекистане весной после реконструкции откроется Центр современного искусства в Ташкенте, а в Казахстане летом заработают обладающий интересной коллекцией Музей искусств Алматы и, вероятно, Центр современной культуры «Целинный».
Ансельм Кифер. Куда исчезли все цветы (2024) © Anselm Kiefer/Nina Slavcheva
Опасно современное: австралийские художницы в Европе
Художественная галерея Нового Южного Уэльса, Сидней
11 октября–1 февраля 2026

Вернувшаяся из Лондона в 1921 году австралийская художница Тея Проктор с изумлением обнаружила, что на родине ее искусство называют «опасно современным». Подобные характеристики, по мнению кураторов Аделаидской и Сиднейской галерей, отражали общее пренебрежение к женскому вкладу в искусство и художественное образование. Если эти вопросы и не замалчивались, то долгое время оставались в Австралии на периферии внимания. Нынешний масштабный проект стремится исправить эту историческую несправедливость: будут показаны работы пятидесяти художниц и подчеркнута их значимость, — причем как австралийского масштаба, так и океанического и межконтинентального. В Сидней выставка отправится из Аделаиды.
Текст: Галина Поликарпова

Заглавная иллюстрация: Slavs and Tatars. Алфавит (2021) © Kraupa-Tuskany Zeidler


Читайте также: