Программное обновление
Ирина Мак об «Инновации»-2021
10 сентября 2021
Церемония «Инновации»-2021 — единственной в России государственной награды в области современного искусства — в последний раз прошла по традиционному протоколу. Марина Лошак, директор Пушкинского музея, проводящего премию последние три года, высказала уверенную надежду, что в будущем «Инновация» будет изменена. С подробностями из Нижнего Новгорода — Ирина Мак.
Вне конкуренции
«Я надеюсь, что в следующем году «Инновация» пройдет при совершенно другом составе организаторов, — сказала директор ГМИИ, — и Пушкинский музей должен разделить эту почетную и ответственную миссию с представителями других институций — Государственного Эрмитажа, Русского Музея, Третьяковки, ММОМА, Фонда V–A–C, Красноярского музейного центра современного искусства, музея PERMM…».
В каком виде осуществится эта реорганизация, пока неясно. Непонятно и где пройдет церемония в будущем году — Нижний Новгород приютил «Инновацию» в 2019-м на три года, которые истекли.
Изменений требует и система присуждения премии — кажется странной ситуация, когда в жюри сидят главы институций, чьи проекты попадают в номинации, и сама жизнь, оказавшаяся сейчас как будто в точке невозврата. Очевидно, что все изменится, вопрос — как.
Вопросов вообще много, они связаны местами и с предпочтениями жюри. Хотя первые награжденные — во внеконкурсных номинациях, за заслуги перед совриском, те, кому награды вручал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин, — вне конкуренции. Медалями, выпущенными к 800-летию Нижнего, которое только что с помпой отмечалось, и к которому город был спешно приведен в порядок, губернатор наградил Ирину и Анатолия Седых — за вклад в развитие города Выксы Нижегородской области и устраиваемый ими фестиваль.
Никита Селезнёв. Карате-поэзия. Фото: Анастасия Пономарева
Самую почетную награду, «За вклад в развитие современного искусства», получил Николай Полисский — художник, архитектор, основатель и вдохновитель «Архстояния», который более 20 лет развивает лэнд-арт в Никола-Ленивце — строит в деревне свой собственный рай. Губернатор пригласил Полисского поработать и в Нижнем, что пойдет городу только на пользу.
Еще одну внеконкурсную награду, «За поддержку современного искусства», Марина Лошак вручила Елене Коловской, основательнице благотворительного фонда «Про Арте» в Петербурге, инициировавшей множество просветительских и образовательных проектов. Если бы не «Про Арте», картина совриска в Питере была бы принципиально иной.
Кинетизм всех победил
В конкурсных номинациях жюри оказалось, как всегда, перед трудным и не всегда объективным выбором. Награду за «Проект года» выиграла «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России» (куратор – Юлия Аксенова, сокуратор — Анна Колейчук) — выставка, прошедшая год назад в петербургском Манеже, в самом деле отличная, с великолепным экспозиционным решением, за что спасибо Андрею Шелютто и Ирине Чекмаревой, и собравшая огромное число посетителей. Но одновременно трудно смириться с тем, что победа не досталась восхитительному проекту «Гаража» «Мы храним наши белые сны» (кураторы — Андрей Мизиано и Екатерина Иноземцева), совершенно неисчерпаемому, инновационному по своей сути и поднявшему «Гараж» на новый уровень. Тогда как кинетизм, бесконечно нами любимый, — все же давно классика. Снимая шляпу перед гениальным Вячеславом Колейчуком — главным героем выставки в Манеже, стоит все же признать, что награда проекту — запоздавшая расплата за долгое пренебрежение кинетическим искусством. Нынешняя его громкая презентация в России опоздала лет на 50, и работам Колейчука давно место на городских площадях, о чем мы можем пока только мечтать.
«Куратором года» был признан кураторский коллектив — Анна Буали, Анастасия Буланова, Алина Стуликова, Ольга Шишко, которым принадлежит авторство большого, сложно устроенного онлайн-проекта «100 способов прожить минуту», запущенного Пушкинским прошлой весной. В то время, когда мир сидел в локдауне, музей запустил череду видео, сделанных первыми мастерами видео-арта — Яном Фабром, Биллом Виолой, Гэри Хиллом, Клеманом Кожитором, Ириной Наховой, Таус Махачевой, группой «Провмыза» etc. Разумеется, по размаху, уровню и возможностям проект ГМИИ несопоставим с сольным фестивалем стрит-арта «Один за всех», устроенном во время карантина в Братске Григорием Шаровым и конкурировавшим с Пушкинским музеем в той же номинации. Но фокус в том, что Шаров сделал все в одиночку, без финансовой и организационной поддержки — и 17 новых работ стрит-арта, эскизы для которых сделали 12 художников из разных городов России — такие как Владимира Абих, Слава ПТРК, команда «Фрукты Врукты», появились в этом время на брандмауэрах Братска. Это ли не подвиг!
Евгения Ржезникова. Мертвые души. Картотека ландшафтов Российской империи Фото: Алексей Шевцов
«Художником года» назван Сергей Филатов за выставку «Сад ускользающих соноров: звуковая архитектура», прошедшую в Новосибирском государственном художественном музее. Устроенная совместно с московской галереей «Триумф», она продолжает кинетическую тему: Филатов исследует акустические свойства материалов — стекла, металлов, полимеров, исследует способы звукоизвлечения. В контексте «Инновации» победа Филатова продолжает разговор о кинетизме и готовит к следующим двум номинациям.
Звук и история
Лучшим региональным проектом стала выставка «Прометей космического века» в Галерее современного искусства ГМИИ Республики Татарстан, посвященная казанскому инженеру, ученому, художнику Булату Галееву, пионеру технологического искусства, создававшему в 1960-х светомузыкальные установки — в Москве исследованием его творчества много лет занимается галерея «Триумф». И это такой же отсыл к кинетизму, как и «Книга года» — в этой номинации крупнейший отечественный теоретик, историк и исследователь звуковой культуры XX века Андрей Смирнов получил премию за фундаментальный труд «В поисках потерянного звука. Экспериментальная звуковая культура России и СССР первой половины XX века», изданный «Гаражом». Награда, конечно, нашла героя — Смирнов участвовал во всех крупных музейных проектах, в которых так или иначе был задействован звук, в том же «Кинетическом искусстве». Но конкуренцию Смирнову составила Зинаида Стародубцева, выпустившая в издательстве БуксМАрт свой многолетний труд, аналогов которому не существует. Ее книга «Русские художники за рубежом. 1970–2010-е годы» — летопись художественной жизни русского зарубежья в Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине и Лондоне. В книге — интервью, сделанные автором с 80 художниками — представителями разных волн эмиграции, и аналитические статьи 40 международных кураторов, галеристов, критиков и коллекционеров, полвека выставлявших, собиравших и изучавших это искусство. Разумеется, не «Инновацией» одной мы живы — впереди «Премия Кандинского». Но «Инновация», как ни крути, по-прежнему остается единственной государственной премией в области совриска.
Гоголь и свобода
Образовательным проектом года стала публичная программа и выставка «Иди» Музея современного искусства PERMM, составленная из работ разных лет, созданные учениками и преподавателями пермской общеобразовательной школы «Точка». Но главным подарком молодым художникам — и всем нам — стали награды в «молодых» номинациях.
Елизавета Коновалова. Свобода. 1919. 2020. Фото: Анастасия Пономарева
Премию «Новая генерация» получила Елизавета Коновалова за проект «Свобода. 1919. 2020», который можно было увидеть год назад в московском Центре творческих индустрий «Фабрика». Это инсталляция, ставшая результатом исторического и антропологического исследования нашей «Статуи свободы», как когда-то называли монумент советской Конституции, установленный в 1919 году перед зданием Моссовета (нынешней мэрией) на Тверской (Советской) площади Москвы. Статуя работы скульптора Николая Андреева — аллюзия на Нику Самофракийскую — стояла у основания 26-метрового обелиска и была снесена в 1941-м в связи с неактуальностью — принятием новой, 1936 года, конституции. Постамент долго пустовал — Леонид Бажанов, создатель Государственного центра современного искусства, в недрах которого родилась «Инновация», и сам лауреат премии, приехавший на нынешнюю церемонию, вспоминал, что мальчиком как-то водрузил на постамент конную статую, слепленную из пластилина. Но свято место пусто не бывает, и после войны на этом месте поставили Юрия Долгорукого, а миниатюрное повторение «Статуи свободы» — в виде барельефа — Лиза Коновалова обнаружила в орнаменте ограды Большого каменного моста. Покрытые слоями краски, грязи, лака, размноженные в орнаменте Свободы превратились в бесформенные оплывшие туши, что очень точно связывается в нашем сознании с трансформацией свободы в стране.
Мария Сафронова. Что если? Фото: Анастасия Пономарева
Единственной достойной конкуренткой Елизаветы Коноваловой стала Евгения Ржезникова, выпускница ГИТИСа и автор потрясающей видеоинсталляции «Картотека гоголевских ландшафтов Российской империи» — диплом художницы участвовал в выставке выпускников курса Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича в галерее «ГРАУНД Солянка». В качестве утешительного приза Ржезникова получила награду Французского института (Отдела культуры посольства Франции в России) — трехмесячную стажировку в Париже.
Обе награды вызвали единодушный восторг гостей церемонии, проходившей в этот раз в зале старого, 1930-х годов постройки, Нижегородского почтамта (Почта России впервые стала партнером «Инновации») и сочиненной режиссером Андреем Сильвестровым и художником Степаном Лукьяновым. Их участие в премии — давно традиция, как и отсутствие каких-либо повторов в постановочных ходах: на этот раз бодрая и жизнеутверждающая церемония превратилась в балет на музыку Алексея Наджарова, специально написанную для «Инновации»-2021.
Текст: Ирина Мак

Заглавная иллюстрация: Елена Слобцева. Культура материалов. Фото: Анастасия Пономарева
Читайте также: