Попав в самую точку с названием выставки — «
Ненавсегда», оказавшись с ним между молотом (современностью) и наковальней прошлого, кураторы как будто пытаются отмежеваться от любых очевидных параллелей. Между тем, зал соц-арта, где царствуют Виталий Комар и Александр Меламид, — но тут же и Эрик Булатов, и группа «Гнездо» с их «Железным занавесом», и издевательские лозунги Михаила Гробмана («
Советской атомной бомбе слава!»), начертанные на цветочном орнаменте, — предсказуемо самый жизнерадостный в экспозиции, идет сразу за залом Брежнева. Это тема — «Ритуал и власть», с ковровой дорожкой и умилительными мозаичными портретами генсека и министра культуры Фурцевой работы Нади Леже. Советские вожди, следом пародия на них — кажется, и дальше все будет так же. Но дальше нам, путая мессианство с религиозностью, всерьез объясняют принадлежность к «религиозным мистикам» Михаила Шварцмана, Александра Харитонова и даже Боруха Штейнберга.