Все равны
Ирина Мак об «Инновации»–2020
27 августа 2020
Ответственно подойдя к выбору победителей, жюри 15-й «Инновации» — единственной в России государственной премии в области современного искусства — постановило никого не отпускать без награды. И отметило всех, кто прошел в финал.
Решение как жест
Награждение состоялось 21 августа в Нижнем Новгороде, в Арсенале, расположенном в Кремле и занимаемом с 2012 года Волго-Вятским филиалом Государственного центра современного искусства (ГЦСИ). Точнее, до прошлого года он был филиалом ГЦСИ — теперь же, войдя в состав ГМИИ им. А.С. Пушкина, институция превратилась в музейный филиал.
Церемония, поставленная режиссером Андреем Сильвестровым, прошла частично в онлайн-режиме: распределив публику, для безопасности, по разным секторам арсенального двора, лауреатов (тех, кто присутствовал лично, а не онлайн), учредителей премии и представителей жюри разместили в здании. Выступления транслировались с экрана. О реакции награжденных можно было только догадываться — формат церемонии не предполагал благодарственных речей, что спасало «Инновацию»–2020 от разного рода неожиданностей и объединяло ее с церемониями последних лет.
Непредсказуемым, впрочем, стал выбор международного жюри, в которое от России вошла заведующая отделом кино- и медиаискусства Пушкинского музея Ольга Шишко, а заграницу представляли директор Центра современного искусства Hartware MedienKunstVerein (Дортмунд) Инке Арнс, шведский куратор и арт-критик, преподаватель Университетского колледжа искусств, ремесел и дизайна Konstfack (Стокгольм) Мария Линд, комиссар Рижской международной биеннале современного искусства (единственной из состоявшихся в этом году) Агния Миргородская и экс-глава Центра Помпиду, куратор Московской биеннале–2009 Жан-Юбер Мартен.
Церемония вручения премии «Инновация»-2020. © Александр Мерзляков
Неизвестно, кто из них предложил, учитывая сопутствующие пандемии сложности, отметить премиями весь шорт-лист. Но остальные члены жюри идею поддержали — чего не скажешь об арт-сообществе. Искусствовед и куратор Сергей Хачатуров, в частности, высказался на своей странице в Фейсбуке вполне недвусмысленно: «Госпремия “Инновация” так и не определилась, что она: благотворительность или ответственный мониторинг процесса художественной жизни. <…> Благородный жест лучше делать государству безотносительно конкурса, просто поддерживая современное искусство инвестициями… С позиций профессиональных амбиций и репутации это просто нонсенс, доказывающий, что никакой политики и понимания сущности процесса у нас нет». Позже, правда, и он сменил гнев на милость, признав, что в карантин такой шаг оправдан — «как гуманитарный жест, но не навсегда».
Книжки и классики
В двух внеконкурсных номинациях — «За вклад в развитие современного искусства» и «За поддержку современного искусства в России» — наградили, соответственно, философа, теоретика искусства и куратора Бориса Гройса и издательство Ad Marginem в лице его руководителей Александра Иванова и Михаила Котомина. Последний выбор удивителен — раньше под поддержкой искусства подразумевалось его прямое спонсорство, и награждали за него представителей крупного бизнеса. В этом году выбор лауреата объяснялся, видимо, тем, что книги по искусству не были на нынешней «Инновации» отмечены вовсе. «Инновация» лишилась в этом году не только премии за «Книгу года», вручаемой все последние годы Фондом U-Art (государство эту номинацию больше не финансирует), но и традиционной специальной премии молодому художнику от Французского посольства.
При этом в Нижнем как всегда, открылась приуроченная к церемонии выставка работ претендентов: двух этажей Арсенала хватило на две номинации — «Художник года» и «Новая генерация». В последней оказалась единственная по-настоящему чемпионская работа — «Сад им.» нижегородских художников Алексея Корси и Артема Филатова. Это настоящий сад с саунд-инсталляцией, созданный для частного нижегородского крематория. Более 120 специально посаженных деревьев, кустарников, трав и цветов растут в нем под аккомпанемент хорала, написанного композитором Евгением Вороновским на текст Алексея Корси, представляющий собой перечисление латинских названий внутренних органов человека. К саду прилагается сайт Namegarden.ru, где можно посвятить умершему растение: живой мемориал был открыт год назад и к сегодняшнему дню успел изрядно зарасти.
Вид экспозиции выставки Павла Отдельнова «Промзона». Выставочная программа премии «Инновация-2020». Арсенал, Нижний Новгород, 2020. © Владислав Ефимов
Формальную конкуренцию саду составили арт-группа «Дальневосточные разлучницы» (выставка «Весна блаженная», прошедшая в Центре современного искусства «Заря», Владивосток), Иван Чемакин («Доб 2» в петербургской галерее Kunsthalle nummer sieben) и Екатерина Муромцева, чья выставка «Лучше хором», сделанная вместе с обитательницами дома престарелых и показанная в московской галерее «Пересветов переулок», воспринимается все же скорее как социальный, а не художественный проект. Помимо них лауреатом стала художница Данини, чья выставка «Диск (Д:)» во Fragment Gallery, ностальгирующая по ранней компьютерной эпохе (старые гобеленовые коврики, расцвеченные под интерфейс Windows 95), выглядит вторичной и претендовать на награду за инновационность едва ли способна.
Близкая ситуация и в номинации «Художник года». До уровня лидеров — Павла Отдельнова (отмечена его выставка «Промзона» в ММОМА), Ивана Горшкова (ретроспектива «Фонтан всего», тоже в ММОМА), питерского художника Владимира Козина с его резиновыми скульптурами (ретроспектива в музее PERMM) и москвича Дмитрия Морозова, известного своим радио-, музыкальным и прочим science art’ом (тут выставлен, например, его переносной «орган» — с «мехами», раздуваемыми дыханием человека) — едва ли дотягивал проект Анастасии Потемкиной «Когда цветы не отбрасывают тени».
Регламент как константа
Стоит отметить, что выставка Потемкиной прошла также в ММОМА. Таким образом, из пяти номинантов четверо представлены одной и той же институцией — Московским музеем современного искусства. Похоже, это не противоречит регламенту премии, но раз так, может, в нем стоит что-то изменить?
Годы идут, времена меняются — и регламент должен был бы как-то эти изменения отражать. Среди номинаций, например, дожил до наших дней «Региональный проект». Экспертный совет, отбиравший финалистов, заполнил этот шорт-лист тремя городскими фестивалями — Intervals 2019 в Нижнем Новгороде, «48 часов Новосибирск» и «Кураторским форумом» в Петербурге — и двумя выставками. Первая — «Земля музъем» (микро-арт-группа «Город Устинов», музей PERMM), вторая — In residence из коллекции Центра современного искусства «Заря» во Владивостоке, сделанная Алисой Багдонайте, Андреем Василенко и Аделью Ким. На вопросы, почему эти выставки не могли оцениваться наравне с «Проектами года», и не пора ли перестать считать Петербург провинцией, «Инновация» пока ответов не дает.
Вид экспозиции выставки Ивана Горшкова «Фонтан всего». Выставочная программа премии «Инновация-2020». Арсенал, Нижний Новгород, 2020. © Владислав Ефимов
Что касается выбора номинантов, то ответственность здесь легла на экспертный совет, участники которого, по свидетельствам, бились за каждого. Как лучшие «Образовательные проекты» были в итоге отмечены группа «Что делать» (Дмитрий Виленский, Нина Гастева и Ольга Егорова, более известная как Цапля) — за «Школу вовлеченного искусства. Лабораторию постсоветских исследований» (Санкт-Петербург), Дарья Ткачева — за культурный центр «Пятый этаж» (Киров), Лидия Лобанова и Александра Хейфец — за «Проектную школу для подростков» (проект галерей «Граунд Солянка» и «Триумф» и Музея Москвы), параллельная программа к инклюзивной выставке ГЦСИ «Искусство быть», подготовленная Ларисой Гринберг, Надеждой Гура, Ириной Скуратовской и Натальей Степановой-Гончаровой, и творческие лаборатории, устроенные Дарьей Пыркиной, Еленой Рымшиной и Екатериной Синициной к выставке Новой Третьяковки «Авангард. Список №1».
Понятно, что сюжеты эти трудно сравнивать, зато здесь очевидно, каким благом стало для многих «уравнительное» решение жюри. Едва ли «Пятый этаж» — образовательная инициатива, придуманная в Кирове Дарьей Ткачевой — лишившись в условиях карантина средств на оплату аренды, может выступать в конкурсе на равных с музейной структурой. Но лауреатский статус поможет в будущем и ей, и другим — например, получить грант. И в целом это решение направленно на сохранение и спасение профессиональной среды, вне которой современное искусство попросту обречено.
Смерти нет
«Кураторами года» стали автор «Идеальной выставки» Светлана Усольцева (Екатеринбург), Наталья Смолянская — за проект «Преодоление искусства» о Европе 1968 года (ММОМА), театральный художник Ксения Перетрухина, посвятившая выставку «Человек размером с дом» в ММОМА памяти режиссера Дмитрия Брусникина, Сергей Баландин, противопоставивший на выставке в Самаре официальное и неофициальное искусство нонконформистов. Пятый лауреат — Ярослав Алешин, еще недавно директор Музея Вадима Сидура, где прошла сделанная им к 30-летию музея выставка: да-да, этот музей теперь тоже входит в состав ММОМА.
Наконец, в главной номинации «Проект года» победили «Новая антропология» (Музей науки Института физиологии имени И.П. Павлова, Колтуши), «ММОМА 99/19», «Без любви ничего не получится» — основанный на благотворительности проект автора «Монстрации» Артема Лоскутова, KOMAR & MELAMID (куратор Андрей Ерофеев, при участии Иосифа Бакштейна, ММОМА) и «Урал мари. Смерти нет» — выставка, сочиненная культурологом Натальей Конрадовой и фотографами Александром Сориным и Федором Телковым и показанная в Ельцин-центре в рамках Уральской индустриальной биеннале. Яркий проект, включающий, помимо выставки, одноименную книгу и веб-сайт, рассказывающий о марийцах, обитающих на Урале, и их особенных отношениях с загробным миром, в этом списке вполне мог бы считаться лидером — вместе с «Садом им.» он напоминает нам о бессмертии.
Текст: Ирина Мак

Заглавная иллюстрация: © Алексей Шевцов
Читайте также: