И все-таки в этой истории есть мораль, причем касающаяся не этического, а эстетического (эстетическое и есть этическое, я уверен — но оставлю данную точку зрения при себе). Сейчас, конечно, не старая-недобрая чума и не «испанка», убившая миллионы в то самое время, когда Деву Марию свалили в самом центре вроде бы христианского тогда города (а подстрекателем толпы низвергателей был подпивший приятель Гашека богемный весельчак Франта Сауэр). Но совпадение эпидемии и скульптуропада удивительно, не так ли? Здесь читатель этого сочинения уже потирает руки в ожидании морализаторских рассуждений автора о «наказании (божеском, или судьбы, а некоторые даже вспомнят и «судьбу и кровь») за преступление против истории». Увы, дорогой читатель, не дождешься. Памятники ставят по одним причинам, свергают их по другим. Некоторые действительно стоит разнести к чертям собачьим, некоторые — нет. Главное то, что нам до конца не понять тех людей, которые их устанавливали. Скажем, чумной столб в чешском Оломоуце (там не Дева Мария, а сразу вся Троица) начали мастерить в 1716-м, когда из Моравии ушла чума. Никаких триумфов австрийского оружия в тот год не наблюдалось. Чистая радость избавления плюс муниципальные, частные и церковные инвестиции. Колонну задумали с размахом — 35 метров вышиной. Потом то ли деньги кончились, то ли другие хлопоты одолели, но закончили монумент лишь в 1754-м, когда о чуме начала века уже позабыли. Памятник же остался — причем памятник не столько чисто исторический, сколько истории искусства, памятник искусства. Барокко к тому времени в основном вышло из моды, а гигантский барочный монумент — вот он, к вашим услугам и навсегда — то есть до следующего пана Франты Сауэра, принявшего на грудь кружек десять пльзеньского. Но уже от подобных мелочей не убережешься, правда? Не знаю, какие памятники будут ставить после ухода Короны, вряд ли каменные, но если будут, то надо иметь в виду: чуму забудут, чумные столбы останутся. Ars longa, vita brevis. Так потратим же часть нашей короткой жизни на то, чтобы подумать о современном арте, в частности, о карантинном. Аминь.