Домашний арест человечества породил два рода высококультурных сравнений, которые с разной степенью энтузиазма эксплуатировались пишущей и говорящей братией. Одно сравнение — глобальное, точнее — претендующее на глобальность, ибо принадлежит исключительно западному миру; но разве западная культура, особенно «высокая», при всей благонамеренности ее нынешних толкователей, не претендует на «всеобщесть»? Безусловно, претендует. Так что начавшиеся еще в конце января разговоры о Боккаччо, флорентийской чуме и прочих подобных вещах претендовали на то, чтобы их понимали — и разделяли данный дискурс — и в Америке, Азии, Африке. Этого, конечно, не произошло даже в Европе — представления о знакомстве европейского обывателя с «Декамероном» сильно преувеличены, как и прочие подобные представления. Но все-таки, «Декамерон», как и «Чума» Альбера Камю, напрашивались, конечно: книги великие и, в каком-то смысле, одни из главных для нашей культуры (пишу «нашей», ибо считаю ее таковой; дело ведь выбора, не так ли?). «Декамерон» соревнование в популярности карантинных отсылок у «Чумы» выиграл; думаю, потому что там присутствует оптимистический мессидж о победе Искусства над Смертью. Вокруг чума, а мы тут истории рассказываем самого порой фривольного толка. Это не в смысле «Эрос vs. Танатос», это сюжет про то, как ненормативное (спрятанное в обычной жизни) превращается в нормативное в ненормативной ситуации эпидемии и карантина. Как известно, PornHub пользовался рекордной популярностью в первые недели коронавирусного карантина, кажется, даже большей, чем доставка алкоголя на дом. Конечно, и за алкоголь не стоит беспокоиться — все с ним нормально, пили, пьют и будут пить больше, чем до вируса. В общем, жизнь проявила себя в карантинной изоляции самым прямым, давно известным и недвусмысленным образом: народ требовал (и получил) хлеба (гордо печется дома) и зрелищ (от порно до нетфликса). Плюс идеальная смазка для этой машинки, величайшее изобретение человечества — выпивка.