Загребская группа Gorgona, активная в 1959‒ 1966 годах, заняла критическую позицию в отношении живописи, исследуя реальность за пределами эстетики при помощи иронических жестов и «подрывных» проектов, осуществлявшихся вне официальных учреждений. В нее входили художники Юлье Книфер, Мариян Евшовар, Джуро Седер и Йосип Ваништа, скульптор Иван Кожарич, архитектор Миленко Хорват, историки искусства Димитрие Башичевич «Мангелос», Матко Мештрович и Радослав Путар. Gorgona понималась прежде всего как «способ существования», актуализируемый на встречах, где действовали особые правила коммуникации, совместных акциях и периодических вылазках на природу. Группа издавала «антижурнал» с одноименным названием (каждый выпуск был оформлен кем-нибудь из художников и становился, таким образом, самостоятельным произведением), без особого шума устраивала выставки в багетном магазине (который они называли «Студия G»), поддерживала связи с зарубежными художниками — Ивом Кляйном, Виктором Вазарели, Пьеро Мандзони. Главной движущей силой ее был Ваништа, автор произведения Бесконечная трость / Дань почтения Эдуарду Мане (1961): на позолоченном стуле лежал цилиндр, а под ним — невозможная трость с двумя загнутыми концами. Это было сатирой на социалистическую систему, враждебную к традиционным буржуазным приличиям, и к радикальным новым идеям. Буйный дух группы Gorgona и принцип антиискусства выразились и в проекте Кожарича для Коллективной работы (1963): сделать «гипсовые отливки внутренней стороны голов каждого горгонца», а также интерьеров «имеющих значение автомобилей, мастерских, деревьев, парка и т. д., и в целом — всех важных пустот нашего города».