Не для селфи
Итоги Cosmoscow-2022
22 сентября 2022
В Москве завершилась юбилейная, десятая по счету ярмарка современного искусства Cosmoscow — в этом году она поражала лишенной глянца, в отличие от прошлых лет, атмосферой и обилием работ, подчеркнуто не игнорирующих вызовы сегодняшнего дня.
Событие, традиционно открывающее сезон и в прежние времена производившее впечатление светского праздника, теперь сконцентрировалось на профессиональной сути мероприятия, почти проигнорировав глянцевую составляющую. Стенды в Гостином Дворе, где галерей в этом году было 72 против рекордной прошлогодней 81, перестали служить местом для селфи. Организаторы сосредоточились на главной функции любой ярмарки — знакомстве зрителей и потенциальных покупателей с искусством и его продажах, которые шли на зависть. Этому не помешали ни отсутствие в программе Cosmoscow-2022 иностранных галерей, ни немного выросший уровень цен: от нескольких тысяч рублей за недорогие тиражные оттиски до миллиона рублей с лишним за произведение признанного автора — например, за картину Владимира Дубоссарского. Некоторые галереи, кстати, наряду с дорогими оригинальными вещами продавали их тиражные версии. Скажем, «Роза Азора» с тончайшей, иногда требующей разглядывания через лупу графикой Ивана Языкова (900 000 рублей) предлагала его же печатные листы по 30 000 рублей.
При выросших ценах многое было продано уже утром в день превью — прежде всего работы известных художников, вроде инсталляции Витаса Стасюнаса на стенде Pogodina Gallery или монументальной живописи Наталии Турновой у молодой галереи a-s-t-r-a: стоившие десятки тысяч евро, ее колоссального размера полотна, кажется, все разошлись. При этом успех на Cosmoscow сопутствовал и молодым живописцам — художнице, выступающей под именем Jolie Alien на стенде a-s-t-r-a, Ольге Австрейх в галерее Serene: ее крупногабаритные холсты стали бронировать сразу же. Похоже, Австрейх попала в струю — эдакий новый эффектный экспрессионизм воспринят нынче многими молодыми авторами как тренд, идеально подходящий моменту. Радостно, что при этом сразу же была замечена и куплена полутораметровая вышивка «Эбэ 1» Дуни Захаровой в Alina Pinsky Gallery — уже назавтра ее заменила другая работа художницы, в той же технике, недавно показанная на выставке в Музее Москвы.
Все упомянутые галереи — в списке тех 45, что объединились на ярмарке в раздел МAIN, название которого говорит само за себя. Это не только главные монстры отечественного арт-рынка, но и недавно созданные галереи, уже успевшие обзавестись собственным пространством. Немного удивляло, что в этот раз мало у кого из них на стендах попадалась классика — героев неофициального советского искусства, чье присутствие на прошлых ярмарках было очень заметным, в нынешнем году можно было пересчитать по пальцам. Кроме единичных работ Владимира Немухина и Евгения Рухина, кроме включенных в экспозицию АРТ4 Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга (чьи сияющие «Три вазы» 1971 года торговались за 80 000 евро) и рельефа «Облака» Игоря Шелковского у Алины Пинской, нонконформистов можно было увидеть только на стенде галереи «Веллум». Зато там они были представлены в полный рост — монументальная живопись Дмитрия Плавинского, ранние фото-эксперименты Франциско Инфанте, прелестные ранние вещи Анатолия Зверева.
Три имени
Законодательная норма нынешней ярмарки — максимум три художника на стенде — пошла ей на пользу. В стремлении к совершенству участники Cosmoscow еще не дошли до уровня Арт-Базеля, где на стенде может быть представлена и одна работа, но приятно удивили умеренностью в ассортименте и минимализмом, противостоявшим избыточной декоративности прошлых ярмарок. Может быть, еще поэтому казалось, что общий уровень Cosmoscow стал выше — как прокомментировала это наблюдение Елена Селина, соосновательница (вместе с Сергеем Хрипуном) галерей XL и XL Projects и член экспертного совета ярмарки, «все наконец научились делать стенды».
Фото: Никита Бережной / Cosmoscow 2022
Правило трех авторов распространялось на всех. XL Gallery показывала «окно» группировки «ЗИП», моментально проданное, живопись Кати Муромцевой и фотографии Игоря Мухина, на стенде старейшей питерской галереи Marina Gisich висела в углу скульптура Ивана Горшкова, а по стенам — живописные откровения Петра Шевцова и инсталляция Александра Шишкина-Хокусая. Вместе они создавали мрачную напряженную атмосферу, оцененную экспертным советом — стенд Марины Гисич был признан лучшим. При этом выбор у экспертов был реально велик: между бронзовыми, объятыми руками агрессивными торсами Петра Дьякова у Anna Nova Gallery — и медитативной живописью Ольги Чернышевой у Iragui Gallery, яркими абстракциями Андрея Волкова и бетонными «Большими деньгами» Андрея Сяйлева у PA Gallery — и колоннами авторства 01001011 Studio, стоявшими на фоне теперь уже исторических снимков Сергея Борисова на черно-белом стенде Ruаrts.
Помимо МAIN на Cosmoscow-2022 было представлено еще несколько разделов: FRAME, объединивший галереи, не имеющие постоянного пространства, DESIGN — сюда вошли участники, работающие с коллекционным дизайном. Новая секция DIGITAL объединила специалистов по NFT, а NETWORK собрала проекты, направленные на развитие инфраструктуры и образования в современном искусстве. Здесь, среди прочих, присутствовала и Школа Masters — теперь не только петербургская, но и московская: 15 октября она откроет столичное представительство в Малом Патриаршем переулке.
Другой образовательный проект, представленный на ярмарке, — организованная Лией Чечик Школа искусств и культурного наследия, учрежденная Европейским университетом и Государственным Эрмитажем. Последний, кстати, стал Музеем года по версии Cosmoscow-2022, что выглядит по меньшей мере претенциозным — странно сравнивать с другими отечественными музеями единственную институцию, которая даже финансируется не через Минкульт, а отдельной строкой в бюджете.
В секции EDITIONS, среди галерей, занимающихся тиражным искусством, очевидным чемпионом стала ПиранезиLAB с шелкографией «Москва-река» Ольги Чернышевой и «Азбукой» (она же Your First Book: from A to Z and back again) Никиты Алексеева, показанной год назад на его посмертной выставке в МАММ. Это серия шелкографий, каждая из которых иллюстрирует одну букву английского алфавита — монохромных (120 000 рублей) или раскрашенных автором вручную (1 миллион рублей).
Впрочем, неофициальным чемпионом ярмарки справедливо было бы назвать галерею 11.12 Андрея Шарова с выжженными на дереве — и вышитыми на ткани — картинами Кирилла Манчунского, неваляшками-героями Василия Слонова и живописью Рината Волигамси, кажущейся размытыми старыми фотографиями и отсылающей к повторяющейся, зацикленной истории страны.
Фото: Никита Бережной / Cosmoscow 2022
Ковер воспоминаний
Цикличность отечественной истории — не так уж важно, вынужденная или усвоенная — могла бы быть признана темой ярмарки этого года. К поразительному свойству нашего прошлого и сегодняшней реальности отсылала выставка Валерия Чтака, ставшего художником Cosmoscow-2022, — два ряда смотрящих друг на друга одинаковых, на первый взгляд, картин, слегка отличающихся по цвету. Между прочим, его же работы продавала Triangle Gallery, а представленная галереей «Пальто» мини-выставка Чтака, вместе с разрисованным самим художником пальто, со свистом «улетела» в первый день.
О той же цикличности, трагической закольцованности истории страны напоминал и ежегодный некоммерческий спецпроект ярмарки — выставка «Глазами коллекционера», собранная из частных коллекций. Названная «…— и вдали, и возле — // как было до нас. И как будет после», по строчкам из стихотворения Иосифа Бродского «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), она была составлена из работ, входящих в собрания петербуржцев Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Куратор Алексей Масляев выбрал вещи, приобретенные после 24 февраля, — работы Юрия Альберта, Ивана Горшкова, Александра Гронского. Была тут «Бумажная память» Хаима Сокола — известный проект, воспроизводящий личные дела работников бумажной фабрики «Октябрь», начиная с 1930-х. А открывали выставку Вадим Сидур — модель его установленного в Вюрцбурге «Памятника погибшим от бомб» с пронзающей тело бомбой (1961) — автобиографический лагерный рисунок Бориса Свешникова и «Природа молчания» Ольги Татаринцевой, цитирующей Ханну Арендт и посвященной «Выставке дегенеративного искусства» 1937 года. «Глазами коллекционера»-2022 завершалась тремя запаянными железными ящиками Андрея Кузькина из серии «Все впереди», в которой художник замуровал все свое движимое имущество, — и словно бы замуровался сам, да ржавым, вывернутым наизнанку бараком Рината Волигамси, ставшим продолжением его монохромных холстов со стенда 11.12 Gallery.
В финале выставки посетителей Cosmoscow провожали «Цветы и травы» Варвары Гранковой — работа этого года, связанная (или сплетенная?) из старой одежды, оставшейся после благотворительного сбора в пользу беженцев и нуждающихся людей. Это не просто ковер, сотканный из обрывков лоскутов как из воспоминаний, — это яркий экспрессивный пейзаж, не дающий забыть ни о чем.
Текст: Ирина Мак

Заглавная иллюстрация: Никита Бережной / Cosmoscow 2022
Читайте также: