В Москве завершилась юбилейная, десятая по счету ярмарка современного искусства Cosmoscow — в этом году она поражала лишенной глянца, в отличие от прошлых лет, атмосферой и обилием работ, подчеркнуто не игнорирующих вызовы сегодняшнего дня.
Событие, традиционно открывающее сезон и в прежние времена производившее впечатление светского праздника, теперь сконцентрировалось на профессиональной сути мероприятия, почти проигнорировав глянцевую составляющую. Стенды в Гостином Дворе, где галерей в этом году было 72 против рекордной прошлогодней 81, перестали служить местом для селфи. Организаторы сосредоточились на главной функции любой ярмарки — знакомстве зрителей и потенциальных покупателей с искусством и его продажах, которые шли на зависть. Этому не помешали ни отсутствие в программе Cosmoscow-2022 иностранных галерей, ни немного выросший уровень цен: от нескольких тысяч рублей за недорогие тиражные оттиски до миллиона рублей с лишним за произведение признанного автора — например, за картину Владимира Дубоссарского. Некоторые галереи, кстати, наряду с дорогими оригинальными вещами продавали их тиражные версии. Скажем, «Роза Азора»с тончайшей, иногда требующей разглядывания через лупу графикой Ивана Языкова (900 000 рублей) предлагала его же печатные листы по 30 000 рублей.
При выросших ценах многое было продано уже утром в день превью — прежде всего работы известных художников, вроде инсталляции Витаса Стасюнаса на стенде Pogodina Gallery или монументальной живописи Наталии Турновой у молодой галереи a-s-t-r-a: стоившие десятки тысяч евро, ее колоссального размера полотна, кажется, все разошлись. При этом успех на Cosmoscow сопутствовал и молодым живописцам — художнице, выступающей под именем Jolie Alien на стенде a-s-t-r-a, Ольге Австрейх в галерее Serene: ее крупногабаритные холсты стали бронировать сразу же. Похоже, Австрейх попала в струю — эдакий новый эффектный экспрессионизм воспринят нынче многими молодыми авторами как тренд, идеально подходящий моменту. Радостно, что при этом сразу же была замечена и куплена полутораметровая вышивка «Эбэ 1» Дуни Захаровой в Alina Pinsky Gallery — уже назавтра ее заменила другая работа художницы, в той же технике, недавно показанная на выставке в Музее Москвы.
Все упомянутые галереи — в списке тех 45, что объединились на ярмарке в раздел МAIN, название которого говорит само за себя. Это не только главные монстры отечественного арт-рынка, но и недавно созданные галереи, уже успевшие обзавестись собственным пространством. Немного удивляло, что в этот раз мало у кого из них на стендах попадалась классика — героев неофициального советского искусства, чье присутствие на прошлых ярмарках было очень заметным, в нынешнем году можно было пересчитать по пальцам. Кроме единичных работ Владимира Немухина и Евгения Рухина, кроме включенных в экспозицию АРТ4 Михаила Рогинского и Владимира Вейсберга (чьи сияющие «Три вазы» 1971 года торговались за 80 000 евро) и рельефа «Облака» Игоря Шелковского у Алины Пинской, нонконформистов можно было увидеть только на стенде галереи «Веллум». Зато там они были представлены в полный рост — монументальная живопись Дмитрия Плавинского, ранние фото-эксперименты Франциско Инфанте, прелестные ранние вещи Анатолия Зверева.
Три имени
Законодательная норма нынешней ярмарки — максимум три художника на стенде — пошла ей на пользу. В стремлении к совершенству участники Cosmoscow еще не дошли до уровня Арт-Базеля, где на стенде может быть представлена и одна работа, но приятно удивили умеренностью в ассортименте и минимализмом, противостоявшим избыточной декоративности прошлых ярмарок. Может быть, еще поэтому казалось, что общий уровень Cosmoscow стал выше — как прокомментировала это наблюдение Елена Селина, соосновательница (вместе с Сергеем Хрипуном) галерей XL и XL Projects и член экспертного совета ярмарки, «все наконец научились делать стенды».
Фото: Никита Бережной / Cosmoscow 2022
Правило трех авторов распространялось на всех. XL Gallery показывала «окно» группировки «ЗИП», моментально проданное, живопись Кати Муромцевой и фотографии Игоря Мухина, на стенде старейшей питерской галереи Marina Gisich висела в углу скульптура Ивана Горшкова, а по стенам — живописные откровения Петра Шевцова и инсталляция Александра Шишкина-Хокусая. Вместе они создавали мрачную напряженную атмосферу, оцененную экспертным советом — стенд Марины Гисич был признан лучшим. При этом выбор у экспертов был реально велик: между бронзовыми, объятыми руками агрессивными торсами Петра Дьякова у Anna Nova Gallery — и медитативной живописью Ольги Чернышевой у Iragui Gallery, яркими абстракциями Андрея Волкова и бетонными «Большими деньгами» Андрея Сяйлева у PA Gallery — и колоннами авторства 01001011 Studio, стоявшими на фоне теперь уже исторических снимков Сергея Борисова на черно-белом стенде Ruаrts.
Помимо МAIN на Cosmoscow-2022 было представлено еще несколько разделов: FRAME, объединивший галереи, не имеющие постоянного пространства, DESIGN — сюда вошли участники, работающие с коллекционным дизайном. Новая секция DIGITAL объединила специалистов по NFT, а NETWORK собрала проекты, направленные на развитие инфраструктуры и образования в современном искусстве. Здесь, среди прочих, присутствовала и Школа Masters — теперь не только петербургская, но и московская: 15 октября она откроет столичное представительство в Малом Патриаршем переулке.
Другой образовательный проект, представленный на ярмарке, — организованная Лией Чечик Школа искусств и культурного наследия, учрежденная Европейским университетом и Государственным Эрмитажем. Последний, кстати, стал Музеем года по версии Cosmoscow-2022, что выглядит по меньшей мере претенциозным — странно сравнивать с другими отечественными музеями единственную институцию, которая даже финансируется не через Минкульт, а отдельной строкой в бюджете.
В секции EDITIONS, среди галерей, занимающихся тиражным искусством, очевидным чемпионом стала ПиранезиLAB с шелкографией «Москва-река» Ольги Чернышевой и «Азбукой» (она же Your First Book: from A to Z and back again) Никиты Алексеева, показанной год назад на его посмертной выставке в МАММ. Это серия шелкографий, каждая из которых иллюстрирует одну букву английского алфавита — монохромных (120 000 рублей) или раскрашенных автором вручную (1 миллион рублей).
Впрочем, неофициальным чемпионом ярмарки справедливо было бы назвать галерею 11.12 Андрея Шарова с выжженными на дереве — и вышитыми на ткани — картинами Кирилла Манчунского, неваляшками-героями Василия Слонова и живописью Рината Волигамси, кажущейся размытыми старыми фотографиями и отсылающей к повторяющейся, зацикленной истории страны.
Фото: Никита Бережной / Cosmoscow 2022
Ковер воспоминаний
Цикличность отечественной истории — не так уж важно, вынужденная или усвоенная — могла бы быть признана темой ярмарки этого года. К поразительному свойству нашего прошлого и сегодняшней реальности отсылала выставка Валерия Чтака, ставшего художником Cosmoscow-2022, — два ряда смотрящих друг на друга одинаковых, на первый взгляд, картин, слегка отличающихся по цвету. Между прочим, его же работы продавала Triangle Gallery, а представленная галереей «Пальто» мини-выставка Чтака, вместе с разрисованным самим художником пальто, со свистом «улетела» в первый день.
О той же цикличности, трагической закольцованности истории страны напоминал и ежегодный некоммерческий спецпроект ярмарки — выставка «Глазами коллекционера», собранная из частных коллекций. Названная «…— и вдали, и возле — // как было до нас. И как будет после», по строчкам из стихотворения Иосифа Бродского «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), она была составлена из работ, входящих в собрания петербуржцев Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Куратор Алексей Масляев выбрал вещи, приобретенные после 24 февраля, — работы Юрия Альберта, Ивана Горшкова, Александра Гронского. Была тут «Бумажная память» Хаима Сокола — известный проект, воспроизводящий личные дела работников бумажной фабрики «Октябрь», начиная с 1930-х. А открывали выставку Вадим Сидур — модель его установленного в Вюрцбурге «Памятника погибшим от бомб» с пронзающей тело бомбой (1961) — автобиографический лагерный рисунок Бориса Свешникова и «Природа молчания» Ольги Татаринцевой, цитирующей Ханну Арендт и посвященной «Выставке дегенеративного искусства» 1937 года. «Глазами коллекционера»-2022 завершалась тремя запаянными железными ящиками Андрея Кузькина из серии «Все впереди», в которой художник замуровал все свое движимое имущество, — и словно бы замуровался сам, да ржавым, вывернутым наизнанку бараком Рината Волигамси, ставшим продолжением его монохромных холстов со стенда 11.12 Gallery.
В финале выставки посетителей Cosmoscow провожали «Цветы и травы» Варвары Гранковой — работа этого года, связанная (или сплетенная?) из старой одежды, оставшейся после благотворительного сбора в пользу беженцев и нуждающихся людей. Это не просто ковер, сотканный из обрывков лоскутов как из воспоминаний, — это яркий экспрессивный пейзаж, не дающий забыть ни о чем.