Молодая женщина Юлия, что называется, ищет себя: перебирает профессии, перебирает мужчин. Первую она к финалу, кажется, какую-никакую обретет, второго, кажется, нет, однако ни то, ни другое не будет выглядеть окончательным. При всей умиротворенности финала «окончательность выбора», похоже, так и останется для героини чем-то недоступным, — что и составляет основной сюжет фильма. В подзаголовке значится: «в 12 главах с прологом и эпилогом»; при всей современности фактуры «Худший человек в мире» построен по лекалам классической, годов эдак 1870-х, повести, именно — в формате «очерк физиологии нравов». Великий однофамилец режиссера, Ларс фон Триер, или Эрик Ромер, чьей героиней так легко можно представить себе Юлию, не преминули бы соорудить из этого нарочито невзрачного сюжета едкое моралите в духе излюбленного ими XVIII века. Но Йоаким Триер менее всего стремится здесь к расстановке акцентов — они растушеваны и смягчены, как и полагается в постбальзаковском повествовании. Сатира не разит, меланхолия не горчит, хотя и то, и другое в наличии. Вот скетчи на тему metoo и новой этики, вот рассуждения о цифровизации окружающего мира и дематериализации культуры, а вот монтажный фельетон об экологии и йоге, — но и в самых проникновенных, и в самых резких эпизодах автору нимало не изменяет отстраненная рассудительность тона. Он повествует о характерах, а не о темах и концепциях, и эти последние — лишь окружающая среда, внутри которой прокладывают и меняют сюжетный курс его герои.Но здесь-то и загвоздка. Если бы герои Триера определялись и регулировались, например, ландшафтом (будь то городским или загородным), если бы вопрос ставился о родстве с природой либо умышленности цивилизованного существования, то их линии претерпевали бы прихотливые изгибы, а яркость устремлений оттенялась сумраком желаний; но именно это Триер уже блестяще сделал в «Тельме». Если бы, далее, герои эти определялись своим внутренним миром (памятью, страхами, причудами воображения и импульсами влечений), если бы сюжет подчинился внутренним монологам и рефлексии современных столичных обитателей, то повествование размалывалось бы до осколков странного паззла, который в течение фильма все тщился бы собраться в цельность человеческого существования; но по этому пути Триер ходил — и зашел едва ли не дальше, чем кто-либо другой в кино 2010-х, — в «Громче, чем бомбы», а до того — «разминался» в своей дебютной «Репризе». Если бы, наконец, герои определялись ходом времени, равнодушным и неумолимым, если бы ритм их неспешной вроде бы жизни оказался прошит перещелком закадрового секундомера, то из-под самых бытовых и даже забавных коллизий начала бы сочиться смертная меланхолия, становящаяся тональностью фильма; но и с этим ракурсом взгляда на экранного героя Триер уже работал — в «Осло, 31-е августа». В «Худшем человеке» же областью определения персонажей становится не ландшафт, не память, не время, — но именно сфера идей.