5. «Слово пацана»
Сериал Жоры Крыжовникова взорвал аудиторию, вскрыл наглухо, казалось бы, запечатанные хранилища с ностальгией по «лихим» (нищим, опасным, но вот уже почти совсем свободным) временам, и породил жаркие споры. Спорили почти обо всем: верно передал эпоху или нет, правильная песня группы «Комбинация» или неправильная, ласковый май или неласковый, АУЕ или ЦК ВЛКСМ, прилично ли смотреть шоу про казанских гопников столичному буржую, можно ли брать пример с главных героев или не стоит все-таки, тот персонаж сериала на самом деле втайне хороший или этот (и ведь с доказательствами!), что лучше — первая восьмая серия или вторая восьмая серия (кто не понял, тот поймет), что будет с выжившими, а что могло бы быть с погибшими. Не спорили, кажется, только о фактуре, кастинге, ритме, мизансценах, движении камеры, монтаже — главное, совершенно не спорили о монтаже! Потому что при всех вопросах к сериалу Крыжовникова, «Слово пацана» — это настоящее телевизионное кино. Остроумие режиссерских решений компенсирует туповатость простодушных героев, щегольство стремительно движущейся камеры спорит с тощим бытом, унылыми совковыми пейзажами и нищетой несчастных оборвышей, легкое дыхание авторской интонации милосердно облагораживает безысходность антропологии (нет там никакой «романтизации», она вся израсходована на красавчика Сашу Белого). А монтаж делает, что положено: формирует повествование не как экскурс в недавнюю историю, а как рассказ о дне сегодняшнем. Когда вздрогнуло время, забилось в судороге, едва ли не готовое снова начать куда-то торопиться после долгих застойных лет, и когда главным — и в жизни, и в кадре — стало вдруг желание и возможность бежать. Герои «Слова пацана» бегут чаще и «кинематографичнее», чем дерутся, а снег там движется так, что потихоньку становится воздухом. И другого воздуха не будет, а, может, и этого довольно.