Главный блокбастер столичного выставочного сезона, «
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2» — еще одна реплика в исследовательской многоголосице, посвященной пределам (и переделам) интерпретации. Кураторы проекта Франческо Бонами и Зельфира Трегулова предлагают воспринимать главное супрематическое полотно Казимира Малевича (и, видимо, его авторские повторения) в качестве точки отсчета всего новейшего искусства — причем как отечественного, так и зарубежного. Первое вполне согласуется с родословной московского неофициального искусства — взять, например, фильм Ольги Свибловой «Черный квадрат» (1988), лейтмотивом которого выступает адресованное вневременному Малевичу письмо Эдуарда Штейнберга о пересборке авангардной культуры, разрушенной в сталинскую эпоху. В «ГЭС-2» представлены художники того же круга: есть работы Эрика Булатова, Дмитрия Пригова, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева. Казалось бы, закономерно выставить и ленинградских нонконформистов, полемизировавших с «нулем форм» (вспомнить хотя бы «тряпочки» Тимура Новикова), однако кураторы обращаются к поиску более затейливых рифм и стараются вписать в парадигму квадрата звезд мирового уровня — Фрэнсиса Бэкона, Ансельма Кифера, Жана-Мишеля Баскию, Энди Уорхола и других. Жонглируя словом
square, Бонами и Трегулова извлекают из него не меньше смысловых комбинаций, чем мог бы предложить кубик Рубика, и, наконец, выстраивают дюжину оптик — онтологических, формальных, тематических.