Незадолго до открытия выставки «
Ленинградский рок-клуб в фотографии» в Эрмитаж привезли
ретроспективу Сесила Битона. Эти выставки чем-то похожи — как это не покажется странным. Битон, конечно, сюжет из другой эпохи, из другой культуры. И вообще, где Битон — с тревожно ожидающим, что опять выкинет его неугомонная банда-атаманда, лондонским
jet set, и где — наши звезды из хтонических котельных, которым при выезде из Российской Федерации вряд ли стоит беспокоиться, что их будут осаждать фанаты? Объединяет эти два проекта не среда обитания их героев. Их объединяет невыносимая легкость бытия тех, к кому приковано внимание публики. История Битона рассказана в Эрмитаже как эпизод становления массовой культуры. Более того, кураторы из лондонского Музея Виктории и Альберта, где последнее время много и интересно занимаются археологией поп-культуры, близки к тому, чтобы утверждать, что именно Битон был одним из тех, кто формировал массовую культуру в ее нынешней формации. Об этом, пожалуй, можно было бы вести долгие споры. Как бы то ни было, любопытно то, что эти две одновременно идущие в Петербурге выставки рассказывают разные версии истории зарождения моды. Ведь Ленинградский рок-клуб — место невероятного притяжения всех и вся начиная с эпохи гонки на катафалках, как с особенным цинизмом прозвали в народе череду быстро сменявших друг друга вождей компартии, где-то до начала девяностых.