Станислав Савицкий о «Летней выставке» в Доме радио 7 июня 2021
Едва ли не самое радостное, что произошло в петербургском, а, может быть, и в российском искусстве за недавнее время, — арт-барахолка. Без конкурса портофолио, без регистрации и прочих церемоний ее устроил во дворе дома на Лиговке художник Иван Химин. В течение двух дней художники ко всеобщему удовольствию продавали свои работы. Недовольных не было — за исключением одного неоминималиста, который был озадачен тем, что его ученики распилили несколько альбомов из его мастерской и продавали по пятьдесят рублей. «Барахолка» так всем полюбилась, что арт-ярмарки вошли в привычку — группа «Север-7», Музей стрит-арта, галерея «Борей» их теперь устраивают все время. С бойкой ярмаркой не сравнится ни успешная выставка, ни изощренный кураторский проект.
Долой ложный стыд! Искусству нужен не зритель, не поклонник, а покупатель. Зрителя легко переманить на сторону новой модной штукой. Поклонник приставуч, как банный лист, прохода не даст. Еще есть меценат, о нем чуть было не забыли — с этим нужно строить отношения, не наговорить лишнего и не мешать его параллельным интересам, а лучше о них и вовсе ничего не знать. С покупателем же проще всего: у нас товар, у вас деньги, по рукам — и разошлись до следующей сделки. Художнику не пожелать ничего лучше, чем щедрого покупателя. Так что эстетам и моралистам, порицающим московский ART4.Ru Игоря Маркина, первым в постсоветской истории начавший продавать работы с музейной экспозиции, или петербургскую «Эрарту», где коммерция поставлена на широкую ногу, мы скажем решительное «эгегей!». Не нужно сеять корпоративную рознь, разобщая художественное сообщество, и без того подобное серпентарию. Пусть бурные финансовые потоки вливаются в современное искусство. Пусть любой желающий приобретает тот арт, который его не страшит. Пусть у коллекционеров появляются все новые и новые конкуренты. Пусть, наконец, гости ПМЭФ вернутся домой с лайтбоксом Марины Алексеевой, объектом Эрвина Вурма, а то и с видеоинсталляцией Билла Виолы.
Впрочем, на «Летней выставке», открывшейся в Доме радио, продается не все, а почти все. «Мучеников» Виолы привезли из Пушкинского музея, где только что прошла большая ретроспектива классика видеоарта. Размах проекта впечатляет: экспозиция разместилась на шести этажах. Хотя в Петербурге столь масштабные затеи достаточно редки, от Дома радио с тех пор, как тут угнездилась musicAeterna во главе с Теодором Курентзисом, все ждали подобного значительного события. Разгуляться здесь есть где: чуть ли не половина здания бывшего радиокомитета пустует большую часть времени. Совладать с таким пространством удалось только сообща: к musicAeterna подключились Aksenov Family Foundation и арт-ярмарка viennacontemporary, на которой выставлялось большинство участников проекта. Работы предоставили русские и зарубежные галереи, ну а чтобы не размениваться по пустякам, все решили сделать просто, по-лондонски. С середины восемнадцатого века в Королевской Академии художеств проходит Summer Exhibition, причем по традиции многие выставленные на ней работы можно купить — кажется, это едва ли не самый старый регулярный выставочный проект в мире. Так что за незатейливым названием «Летняя выставка» скрывается планов громадье и несбыточная наша мечта, чтобы местное лето перестало быть карикатурой южных зим.
Имена на выставке громкие. Швейцарская художница Пипилотти Рист, звезда второй волны видеоарта, удивительным образом представлена наиболее репрезентативно: в Доме радио есть и ее ранняя работа, и зрелые вещи, и совсем недавние проекты. Инсталляция классика arte povera Янниса Кунеллиса, склонного к пафосным сюжетам, размещена в Студии Шостаковича — зале, откуда в сорок втором велась знаменитая трансляция Седьмой симфонии. Также к нам привезли несколько проектов Мэта Коллишоу — одного из лидеров Young British Artists, чья бурная молодость пришлась на далекие и близкие девяностые. Было бы странно, если бы на этой выставке не было работ Ильи Кабакова. Этого, разумеется, не случилось: в пандан к Кабакову есть живопись другого мэтра российского искусства Ивана Чуйкова. Программным оммажем Кабакову представлен Сергей Братков, тылы же надежно прикрывают художники нынешнего российского арт-истэблишмента Таня Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Валерий Кошляков, Андрей Кузькин, Ольга Чернышева и др — случайных прохожих среди участников не затесалось. «Летняя выставка» получилась проектом солидным и даже более чем солидным.
Все смотрится занятно в том числе потому, что чрезвычайно интересно само здание Дома радио, которое musicAeterna вновь открыло городу и миру — концерты и перформансы проходят здесь теперь и в репетиционных залах, и в той самой студии, где в блокадные дни исполнялась «Ленинградская». Парадная лестница бывшего здания Благородного собрания, образец петербургского неоклассицизма начала двадцатого века, тоже вдохновляющее зрелище. Но вот купят ли что-нибудь на «Летней выставке», — пока что неясно. Скоро мы узнаем, решился ли кто-нибудь из петербургских коллекционеров, гостей Форума или некто, пожелавший остаться инкогнито, сделать серьезное приобретение. Надо надеяться, все выйдет по-лондонски. Ведь хотя до арт-барахолки «Летняя выставка», конечно, не дотягивает, есть в ней все-таки что-то трогательное.