Однако самое важное и самое песенное в фильме Анастасии Пальчиковой «Маша» — вовсе не песни, исполняемые Машей, но ритм, налаженный Анастасией Пальчиковой. Ритм. Слово это чрезвычайно редко доводится применять к нынешним фильмам, к отечественным — и вовсе никогда; современный кинопроцесс, по преимуществу, либо пытается выдать за ритм однообразный в своей тупой лихорадочности бит склеек, либо тщится, лелея собственную сосредоточенную угрюмость, совсем обойтись без него. В «Маше» же большинство эпизодов решены как самостоятельные ритмические экзерсисы тончайшей, блюзовой породы, — решены камерой, мизансценой, звуком и монтажом, взятыми вместе и работающими сообща. И там, где ритм резкий, грубый и явный послужил бы манипуляции и обескровил бы сюжет, — этот ритм исподволь дает действию дыхание и позволяет сюжету если не взлететь, то хотя бы приподняться над фабулой. У эпизода появляется затакт, и проигрыш, и кантилена вместо речитатива, а у некоторых — чуть не секвенции с нисходящим смещением (как в сценах застолья со взрывом или свадьбы)… И все это — не досужие, сиречь эстетские забавы режиссера, обремененного музыкальным образованием, это — профессиональное обеспечение того самого песенного строения фильма. Вне которого он бы, пожалуй, свелся к назидательному и пустопорожнему «сторителлингу», мрачному анекдоту о травме, мести и лихих временах. Но вот Машины родители сидят поздним вечером на диване, разговаривают, из-за стены доносятся звуки вечеринки с танцами, и отец спрашивает у матери: «Как она?» — «Поет», отвечает та. И в ту же секунду, от одного этого тихого слова, музыка за стеной обрывается. Никакими повествовательными нуждами не объяснишь этого обрыва, этой краткой капитуляции хаоса перед тишиной и детской надеждой, — но и судьбы, правившей эпохой, и любви, упрямо пытавшейся выжить на ринге той судьбы, без этого ритмического акцента в фильме не будет. Одна лишь безнадежная, школярская, несусветная цепочка событий. Нелепая и выспренная, как строфа, распластанная в абзац.